Творчество В. Распутина

В произведениях Валентина Распутина действие почти всегда происходит в деревне. Его главными героями в большинстве случаев являются «старинные старухи» — хранительницы того древнего, исконного, безвозвратно уходящего из жизни. Сюжет каждого произведения В. Распутина связан с испытанием, выбором, смертью. Так, в повести «Последний срок» говорится о последних днях жизни старухи Анны и о ее детях, собравшихся у постели умирающей матери.

Смерть не только высвечивает характеры всех персонажей, но и в первую очередь самой старухи.

Действие «Живи и помни» происходит в победном 1945 году, когда главному герою повести — Андрею Гуськову не хотелось умирать на фронте и потому он пошел на дезертирство. В центре внимания Распутина стоят нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и перед его женой Настеной. В трагическом «Прощании с Матерой» описываются затопление для нужд ГЭС острова, на котором расположена старая сибирская деревня и последние дни его жителей — стариков и старух, решивших остаться там.

В повести автор обостряет вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти

и бессмертии. Во всех трех повестях он им создаются образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей, его философского мироощущения народа. Их можно сравнить с шолоховской Ильиничной и солженицынской Матреной, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. При этом всем им присуще чувство чрезвычайной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей нерасторжимой связи с человеческим и природным мирами. Носителям народной традиции во всех повестях Распутина противостоят те, кого можно назвать «обсевками».

Подобно другим писателям-«деревенщикам», писатель видит истоки бездуховности в социальной действительности, которая лишила человека чувства хозяина, сделав его винтиком и исполнителем чьих-то решений. С другой стороны Распутин предъявляет высокие требования к самой личности. Для него совершенно неприемлемы индивидуализм, пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода.

В прозе писателя все эти понятия обретают материальное воплощение и описываются в лирико-поэтической манере. В творчестве Валентина Распутина как никогда выражен трагизм авторского мировосприятия. Однако писатель верит в духовное здоровье русского народа.

Свою веру он передает в сакральных, «языческих» внутренне, образах-символах . Противопоставление сочного народного языка обыденной казенной речи последовательно проводится во всех произведениях Валентина Распутина. Герои его повестей говорят образным живым языком, не лишенным и диалектных слов. В кульминационных сценах их речь словно отражает народную мудрость, становится близкой к пословицам и поговоркам.

В дальнейшем творчество писателя претерпело ряд стилевых изменений. В небольших рассказах «Век живи — век люби» и «Что передать вороне?» Распутин, развивая уже освоенные им психологические и символические художественные приемы, преодолевает границы подобия жизни за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о таинстве человеческого бытия, о связи самых различных явлений с законами Космоса, о стремлении человека выйти за пределы обыденной жизни и о его ответственности за духовное и физическое падение. С другой стороны публицистический пафос превалирует в рассказах «Век живи — век люби», «Не могу-у» и особенно в повести «Пожар». Однако шофер Иван Петрович Егоров — главный герой повести — не является лишь рупором авторских идей.

Это персонаж, характерный для Распутина — человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Трагедия помогла ему преодолеть нравственную усталость и отбросить слабодушную мысль об отъезде. В открытом для читателя финале повести, автор дает понять, что жизнь продолжается и его герой, выйдя из обрушившегося на него испытания еще более закаленным, будет продолжать бороться.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Творчество В. Распутина