Лучи счастья

«Времена года» М. М. Пришвина в 5-м классе

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей! Начинай борьбу, помогай солнцу!

Знакомство с творчеством М. М. Пришвина начинается в начальной школе. В первом классе Дети читают рассказ «Ребята и утята», во втором — «Моя Родина» , в третьем — «Выскочка». На уроках по внеклассному чтению учитель читает детям маленькие рассказы: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», отрывок из рассказа «Как заяц сапоги съел» и другие.

В пятом классе для изучения

предлагаются миниатюры из жизни природы.

К урокам дети получают следующие задания:

1. Прочитать очерки.

2. Повторить из теории литературы, что такое метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.

3. Дополнительное задание для урока по внеклассному чтению:

А) В течение учебного года делать фенологические записи в специальной тетради.

Б) Наиболее интересные наблюдения оформлять в сочинения-миниатюры.

В) По возможности работу свою иллюстрировать.

Что необходимо к уроку:

1. Портрет М. М. Пришвина; детские рисунки к его произведениям.

2. Выставка книг.

3. Записи: «Голоса птиц», «Времена

года» П. И. Чайковского; «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова.

«Времена года» в учебнике по литературе для 5-го класса состоят из миниатюр, входящих в разные произведения. В предисловии к «Родникам Берендея» писатель так объяснил особенности своего жанра: «Эта книга началась от чтения фенологических записей Сокольницкой биостанции юных натуралистов. Сухие научные записи хода весны читались мной с большим интересом, потому что сама жизнь, движение нашей планеты, нарастала и усложнялась независимо от чувств и дум наблюдателя. Я использовал силу этого движения в своем опыте.

Мои записки не условная и любимая мной литературная форма, а действительно записки под диктовку весны — почти без всякой последующей обработки и связанные только силой движения в природе, вызывающей ответное движение в душе человека».

Итак, раздел «Весна». Миниатюра «Голубые тени» взята из «Времен года»; «Березовый сок» — из произведения «Дорога к другу»; «Неведомому другу» — из «Фацелии».

Раздел «Лето». «Молодые листики» — из «Фацелии»; «Красные шишки» — из «Времен года».

Раздел «Осень». «Осинкам холодно» — из «Времен года»; «Поздняя осень» — из «Времен года»; «Первый зазимок» — из «Календаря природы»; «Иван-да-Марья» — из «Рассказов егеря Михал Михалыча».

Дополнительно мы выбрали для обсуждения две миниатюры в раздел «Зима»: «Лиловое небо» и «Деревья в снегу» из «Времен года».

Первый урок
Вступительное слово учителя

Миниатюры Пришвина очень живописны, красочны, наполнены звуками и ароматами, то есть все многообразие окружающего мира писатель переносит средствами языка в свои небольшие зарисовки. Но этим не ограничивается богатство его очерков. Они насыщены чувством и мыслью автора и, следовательно, носят лирико-философский характер.

Наша задача — пронаблюдать движение в природе, выраженное в миниатюрах через цветовые и звуковые образы, свет , запахи, тишину. Обратить внимание на настроение писателя, на то, что он думает и чувствует при общении с окружающим миром в различное время года.

На уроке по внеклассному чтению обсудим ваши творческие работы.

Обратимся к воспоминаниям сына писателя, Петра Михайловича Пришвина.

— Что, по его мнению, является самым главным в характере Михаила Михайловича?

— Мечтательность, пристальное внимание ко всему, что его окружает.

— Он всегда носил с собой записную книжку и карандаш, чтобы записывать свои наблюдения.

— Найдите в учебнике и прочтите подтверждение вашим словам.

— «Изредка, прерывая запись, смотрит в бездонное небо, шевелит губами, улыбается и опять спешно что-то записывает… «Знаешь, Петька! Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский. Вот возьми, например, слово «Родина». Сколько слов с тем же корнем…»»

— Скажите, какой случай произошел с Михаилом Михайловичем в детстве, имевший большое значение в его творческой судьбе?

— Он хотел убежать в далекую, неведомую страну.

— Да. И оказалось, что «неведомая страна» — это творчество. Значит, он всю жизнь совершал удивительные путешествия.

Описание природы начинается с весны. Весна, особенно ранняя, — самое любимое время года для М. М. Пришвина. Он даже придумал образное выражение — весна света, — символизирующее радость жизни.

Для анализа очерков нам необходимо знать некоторые термины.

Запишем:

1. Художественный образ — картина жизни, явление природы, человеческий характер и так далее, созданные писателем. Мы будем использовать слово образ и в более узком значении, в словосочетаниях:

А) цветовой образ — характеристика предмета по цветовому признаку;

Б) звуковой образ — характеристика предмета по звуковому признаку.

В Е С Н А
Миниатюра «Голубые тени»

— Какие образы здесь преобладают: звуковые или цветовые?

— Цветовые. Пороша; сверкающие блестки; солнце; сверкающая пороша; голубой и прекрасный.

— «Перед нами во всем великолепии предстает солнечный весенний день, когда еще не сошел снег с полей и с лесных полян». Что вы можете сказать об авторе этих строк?

— Что он человек добрый и любит все живое на земле. У него даже кустик старого полынника, репейника, былинки, травинки выглядят голубыми и прекрасными.

— Давайте посмотрим, какие художественно-изобразительные средства использует писатель.

В нескольких лирически окрашенных строчках Пришвин создает живописную картину весеннего дня, используя выразительные языковые средства.

«Рожденье звука»

— Какие яркие художественные детали передают бурное движение в природе весной?

— «…тут, на припеке, сейчас вся весна; лучи солнца как пожар на снегу; бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится; свет вспышками».

— Почему миниатюра называется «Рожденье звука»?

— В ней Пришвин пишет о первых звуках весны — от первых капель.

«Березовый сок»

— Ребята, скажите, что самое примечательное в этом очерке?

— То, что в природе все связано, природа живая: «…и береза, и муравьи знали, что еще будет сильный мороз, и знали они это по ледяной земле. Теперь же земля таяла, и береза дала сок».

«Неведомому другу»

— К кому обращается здесь писатель?

— К неведомому другу, то есть к своему читателю.

— Как он описывает наступившее Утро?

— «Как неоткрытую землю, неизведанный слой небес, утро такое единственное».

— Назовите цветовые образы.

— «…солнечно-росистое это утро: одуванчики; в сырости черной тени белеет ландыш; летние птички подкрапивники; лунь; сороки, сверкая росой».

— Как озвучена миниатюра?

— «Допевают свои весенние песни соловьи; соловьям помогать взялись бойкие летние птички; особенно хороша флейта иволги; всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал… Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать».

— Какое впечатление вызывает у вас этот отрывок?

— Пришвин очень хорошо знает всех птиц и умеет передать их пение. Мы как будто находимся в настоящем лесу: там соловьи, здесь бойкие птички, слышна флейта иволги…

— Каким чувством переполнено сердце писателя?

— Чувством радости.

— Прочитаем обращение Пришвина к другу-читателю.

— Как вы понимаете слова: «Начинай борьбу, помогай солнцу!»?

— Солнце дает жизнь всем растениям, деревьям, птицам, животным, людям. Без солнца жизнь на земле была бы невозможна. Помогать солнцу — значит делать добрые дела.

— Помогать солнцу — это дарить окружающим людям тепло своего сердца.

— В заключительных строчках миниатюры выражена главная мысль: люди копят и передают друг другу радость, как по цепочке, и эта радость, накопленная за десятки тысяч лет, однажды, в такое вот прекрасное утро, перейдет к каждому из нас.

К следующему уроку пятиклассники получают задание: подготовить самостоятельно анализ оставшихся миниатюр и художественный пересказ очерка «Серебряное утро».

Второй урок
Л Е Т О

— В очерке «Молодые листики» много звуковых образов. Мы как будто слушаем небольшое музыкальное сочинение: «…ветер был довольно сильный, и по елям проходила сюда лесная музыка, волнами, редкими и могучими. Вот убежит волна далеко и не придет, и шумовая завеса упадет, откроется на короткую минуту полная тишина, и зяблик этим воспользуется: раскатится бойко, настойчиво. Радостно слушать его, подумаешь: «Как жить хорошо на земле!»»

В миниатюре «Красные шишки» появляется ощущение тепла, даже жары. Мы чувствуем веяние летнего воздуха: «…свежий ветер умеряет летний жар. По-настоящему теперь бы время мчаться обезумевшим от слепней лошадям в поле прямо с повозками… ландыш… слегка пожелтел и больше не пахнет».

— Ребята, скажите, пожалуйста, удалось ли Алеше передать особенность этого очерка?

— Не совсем. Вот, например, он не рассказал, что утро было серебряное.

— Хорошо, верное замечание. Алеша, найди и прочитай в тексте описание с ключевым словом серебряное.

Теперь мы с вами можем наглядно представить себе это утро, оно все в серебре. С каким чувством, как вы думаете, писатель входит в утренний лес, наблюдает за всем, что там происходит, записывает, а потом дарит свои наблюдения людям?

— Я думаю, с чувством радости и благодарности.

— Да, несомненно. Это редкое качество: научиться получать так много радости, вдохновения, жизненных сил от общения с природой и передавать все это в художественном слове читателю.

А каким должен быть читатель у Пришвина?

— Очень внимательным и тоже благодарным.

— Верно. Читатель должен быть подготовленным. Иначе он может равнодушно пройти мимо сокровищ, содержавщихся в прозе Пришвина, и не заметить их.

О С Е Н Ь
«Осинкам холодно»

— Скажите, пожалуйста, как Пришвин описывает наступление осени?

— Он пишет об осинках, которые как будто вышли погреться на опушку.

— Какие слова здесь являются ключевыми?

— Разноцветные и вышли погреться.

— Обратите внимание, у Пришвина очень емкие образы. Всего в двух словосочетаниях: разноцветные осинки и на опушке елового леса — представлена картина наступающей осени. А сравнение как будто им там… стало холодно усиливает впечатление от этой картины и показывает изменение в природе — от тепла к похолоданию.

Второе сравнение: «как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках» — создает еще один сюжет, теперь уже из жизни людей.

«Поздняя осень»

— Назовите образы в этом очерке.

— Березка с золотыми листиками, «как обмерла, так и осталась»; «рябина сморщится и станет «сладкой»», муравей, стрекоза.

— Какое сравнение использует писатель, говоря об осени?

— «…как узкий путь с крутыми поворотами».

— О чем говорит это сравнение?

— О том, что осенью очень изменчивая погода.

— Как действует поздняя осень и ранняя весна на настроение человека?

— Осенью человек думает: «Вот переживу эту зиму и еще одной весне обрадуюсь». А ранней весной он получает радость без всяких заслуг: «…придет весна, ты оживешь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье».

«Иван-да-Марья»

— Ребята, каким чувством проникнута миниатюра?

— Чувством грусти.

— Почему?

— В конце рассказа писатель спрашивает у цветка: «Иван, Иван, где теперь твоя Марья?» То есть Иван остался один, значит, он одинок.

— А как вы думаете, этот вопрос относится действительно к цветку или писатель имеет в виду человека?

— Он обращается к цветку, но думает, вероятно, о человеке.

— Да, писатель проводит параллель между явлением в природе и жизнью человека.

Скажите, утрата любимой сломала «Ивана» или он выстоял?

— «Иван перенес морозы и даже заголубел».

— Он оказался стойким и в награду за это стал еще красивее.

Нередко писатель проводит параллель между явлением в природе и жизнью человека для более яркой иллюстрации своей мысли.

З И М А
«Лиловое небо»

«В декабре, если небо закрыто тучами, странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно: небо наверху становится ровно лиловым, свисает, нижеет и торопит спасаться, а то в лесу скоро начнется свой, нечеловеческий Порядок.

Мы поспешили домой обратно по своей утренней дорожке и увидели на ней свежий заячий след. Прошли еще немного и еще увидели новый след. Это значило, что зайцы, у которых день наш считается ночью и ночь — их трудовой день, встали с лежки и начали ходить.

Страшное лиловое небо в сумерках им было, как нам радостная утренняя заря.

Всего было только четыре часа. Я сказал:

— Какая будет длинная ночь!

— Самая длинная, — ответил Егор, — ходить, ходить зайцу, спать, спать мужику».

— Для зимнего пейзажа характерно преобладание темных тонов. Поскольку зимой день короткий, света становится все меньше, и вот это убавление света писатель передает в своей миниатюре, то есть движение в природе продолжается.

Назовите цветовые образы, характеризующие зимний день.

— «…небо закрыто тучами; странно смеркается в хвойном лесу, почти страшно; небо становится ровно лиловым, свисает, нижеет… страшное лиловое небо».

— Повторение глаголов: свисает, нижеет и торопит спасаться — усиливает впечатление от быстро наступающей темноты.

Ребята, а какое сравнение напоминает нам о радости, о свете, о солнце?

— «…как… радостная утренняя заря».

— Пришвин не ограничивает пейзаж темными тонами, он как бы раздвигает его рамки и привносит яркие краски, в данном случае — в форме сравнения.

«Деревья в снегу»

«Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что — и склоняется.

Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, — думаешь, — они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами».

— Какую параллель проводит здесь писатель?

— Он сравнивает ель и березу с людьми: «…ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломается, а береза чуть что — и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет».

— Какой новый образ использует здесь автор?

— Образ тишины.

— Почему вы так думаете?

— В зимнем лесу очень тихо: не слышно птиц, они улетели, деревья не шумят, потому что на них много снега.

— И в этой тишине у человека появляются мысли, уводящие в сказочный мир. Какие же?

— «Отчего… они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?»

— Так тихо, что, когда полетел снег, казалось, был слышен шепот снежинок.

— В зимнем лесу, в отличие от летнего и особенно весеннего, устанавливается таинственная, снежная тишина.

Годовой круговорот завершился.

Далее следует прослушивание фрагментов записей музыкальных произведений.

Учащиеся делятся своими впечатлениями. Вот некоторые выводы.

— «Осенняя песнь» П. И. Чайковского соответствует началу миниатюры «Первый зазимок». Но музыка Чайковского создает грустное настроение, а очерк Пришвина, напротив, приподнятое, радостное.

— Очень верное замечание. У Пришвина практически нет произведений, проникнутых грустью, печалью, безнадежностью. Встречаются грустные нотки.

Но они перекрываются жизнелюбием, надеждой, верой в творческие возможности человека.

«Полет шмеля» Римского-Корсакова напоминает звуковое оформление «Серебряного утра». Послушаем:

«Куст весь покрыт мелкими розовыми цветочками и гудит, бабочки порхают, пчелы стреляют во все стороны, жужжат жуки, басят шмели. На кусте был большой праздник. Там никто не слушал мое человеческое сердце, стучащее, как чугунная гиря…»

Лирические и музыкальные литературные произведения имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека, в звуковом оформлении.

Дома учащиеся пишут сочинение на одну из тем:

1. Мое любимое произведение М. М. Пришвина.

2. Миниатюры «Времена года» и музыка.

3. Каким я представляю себе М. М. Пришвина.

4. Прогулка в лес .

На уроке по внеклассному чтению об суждаются фенологические записи детей, Сочинения, рисунки.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Лучи счастья