В. В. Боровский
Весь рассматриваемый нами период деятельности М. Горького окрашен в цвет анархического индивидуализма. Формула: «Жизнь узка, а я широк» — разрешается путем восстания личности против общества, в защиту своей же личности, и разрешается она большей частью жаждой дикого разрушения. «На дне» — это окончательная ликвидация первого периода творчества М. Горького. Здесь сказано последнее слово анархо-индивидуалистического протеста против общества, здесь полнее всего сформулированы искания автора этого периода, здесь же заложены
С одной стороны, она подводит итог всему периоду босяцких рассказов, но не простой механический итог, а ту моральную и общественную оценку, к которой автор пришел в результате этого периода. Ко времени появления «На дне» автор уже сказал свое «дерзкое» слово культурному обществу, романтические босяки сыграли этим свою роль. Можно было снять с них театральные костюмы, — а тогда оставались они тем, чем были в реальной жизни: жалкими, несчастными,
Им необходима исцеляющая правда жизни. И автор подсылает к ним Луку — этого шарлатана гуманности, бессмертный тип лживого успокоителя страдающих, жаждущих забвения лжи. И тут перед нами открывается другая, весьма важная сторона пьесы «На дне»: это — то искание правды, которое отныне становится в центре литературной деятельности М. Горького.
Обездоленным и отверженным несет он словами Луки призрачную правду фантазии, противопоставляя ее реальной правде жизни: …если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой. Это евангелие миражей, которое со времени Христа несли обездоленным массам все реформаторы, проскальзывает у М. Горького с самого начала его деятельности.