Урок — анализ миниатюры
Цикл новелл Бунина «Темные аллеи» изучается обзорно в 11-м классе. Однако заключительную новеллу-миниатюру «Часовня» можно обсудить гораздо раньше — в 9-м или 10-м классе. Смыслы, которые обнаруживаются при анализе, позволяют связать бунинскую миниатюру с основными произведениями программы — например, прочитать ее после анализа стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» или после изучения романов Гончарова и Тургенева .
О человеческой жизни можно написать две-три строки. И. А. Бунин
…Любовь и смерть
В начале урока учащиеся получают текст новеллы.
Вступительное слово учителя. Рассказ об обстоятельствах работы И. А. Бунина над циклом «Темные аллеи». Затем учитель читает рассказ-миниатюру.
Прослушав рассказ, учащиеся говорят о том, какое настроение у них вызвало это произведение — грустное, элегическое, минорное. Они обратили внимание на то, что миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.
Беседа
Какие ассоциации вызывает у нас
Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешенности от мира — момент истины для человека.
Обращаемся к анализу композиции. Нетрудно заметить, что в ее основе — антитеза: противопоставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, Дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг — буйный рост трав и в то же время — часовня «разрушающаяся». Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами.
Обобщая все сказанное, выделяем доминирующую антитезу: Жизнь — смерть.
В начале произведения — картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создается впечатление, что смерть торжествует над жизнью: об этом говорят очень выразительные эпитеты . Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. «Река времен» уничтожает, кажется, все, что встает на ее пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?
Замечаем, что здесь не один рассказчик: мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей. Стиль становится другим с появлением детей: «Там ничего не видно, оттуда только холодно дует». Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: «холодно дует», «стреляют себя», «дедушки и бабушки», «жутко и весело» и т. д. Маленькие герои задают детские вопросы , следуют детской логике и по-детски, как в сказках, делят мир на «свой» и «чужой» .
Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда «холодно дует». Детское повествование заканчивается репликой: «…всегда стреляют себя…».
Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце и ночь, холод, тьма . Как видим, в основе миниатюры опять антитеза. Но противопоставляются и еще две «формы» времени: «всегда» и «давно», «молодой» и «старые» . Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей. Кроме этого, все глаголы рассказа — в форме настоящего времени.
Создается удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий свое детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!
Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И все снова и снова возвращается на круги своя.
В начале урока даю задание двум ученикам выписать слова — приметы художественного пространства. Ребята приходят к выводу, что и здесь господствует противопоставление. Поле, сад, усадьба, «синее море неба» — здесь.
Здесь — солнце, цветы, жара. Там — темно и холодно, там «железные ящики». Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, «своего» и «чужого» мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти.
Таким образом, все в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. И последнее предложение служит тому подтверждением : «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна». Оно все построено на противопоставлениях: Жарче-холоднее, солнце-тьма, печет-дует, чем-тем.
И если соединить эти слова друг с другом, то «проявятся» весы, качели, символизирующие равновесие, гармонию жизни.
Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство — два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде — мгновение и вечность.
Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.
После комментария эпиграфов к уроку учащиеся получают На Дом задание : письменно ответить на вопрос: «В чем смысл названия рассказа Бунина «Часовня»?»