«Миль пардон, мадам!», анализ рассказа Шукшина
Жанровые особенности
Рассказ «Миль пардон, мадам!» можно считать «рассказом-анекдотом». Его герой Бронислав Пупков постоянно рассказывает историю, которую сам считает драматической, а остальные — анекдотом. Произведение также можно определить как «рассказ-судьба», но судьба несостоявшаяся, а только желаемая.
Проблематика
В рассказе поднимается проблема маленького человека, который нуждается в признании, хочет быть значимым. В поисках собственной значимости герой разрушает разумные границы и, подобно детям
Этого не хватает герою в реальности.
Важная проблема рассказа — снисходительность или нетерпимость к человеческим слабостям и ошибкам. Больше всех Броньку ругала жена. Чем ближе человек, тем виднее его недостатки и тем тяжелее их переносить.
Важная и особенно актуальная сегодня проблема ухода от реальности. Бронька создает придуманный мир, своеобразную
Сюжет и композиция
В экспозиции рассказа описывается личность Броньки: имя, происхождение, возраст, портрет, любимые занятия и таланты. Рассказ о том, как Бронька водил охотников и что было после этого — это рамка, вступление к основному повествованию. В центре композиции — рассказ о покушении Броньки на Гитлера. Этот рассказ — смысл жизни Броньки и кульминация рассказа Шукшина.
Повествование Броньки фантастическое, в духе современных боевиков. Он оказывается двойником «немецкого гада», проходит спецвыучку, легко говорит по-немецки, а выхватив браузер, произносит речь о своей благородной миссии. Сам Бронька настолько верит в правдивость истории, что даже точно указывает дату происходящего .
Момент выстрела и промаха кульминационный. Развязка — возвращение Броньки в реальность, которая настолько не соответствует его представлениям о настоящей жизни, что он два дня пьет. Бронька тяжело переживает, страдает и злится. И не потому, что снова стал посмешищем, что его ругала жена и с ним провели беседу в сельсовете.
Он огорчен тем, что промахнулся.
Герои рассказа
Главный герой рассказа — Бронька Пупков. Уже в третьем абзаце читатель знакомится с его портретом: «Еще крепкий, ладно скроенный, голубоглазый, улыбчивый, легкий на ногу и на слово». Бронька немолод, ему за 50.
Он воевал , у него нет двух пальцев на руке, но потеряны они не на войне, а в результате несчастного случая на охоте. И в этом сущность личности Броньки: он чудик. Пальцы он отстрелил себе сам, когда разбивал заряженной берданкой лед, а она соскочила с предохранителя.
В войне он ничем не отличился, был санитаром, но… сочинил легенду о том, как покушался на Гитлера.
Броньке просто необходимо было чувствовать себя героем, сражаться и побеждать. Он скандалил и дрался, гонял на мопеде, потому что в жизни ему не хватало острых ощущений.
К Броньке никто из односельчан не относится серьезно. Сам герой считает, что причина в негармоничном сочетании имени и фамилии. Бронька даже наказал попа, который так его назвал, сам отвел его в ГПУ в 33 году.
А, может быть, он это только придумал…
Любимым занятием Броньки было водить городских охотников по заветным местам. Бронька был меткий стрелок, удачливый и умный охотник, он любил рассказывать охотничьи истории. А в последний день всегда рассказывал о своем неудачном покушении на Гитлера.
Во время рассказа главной части истории Бронька преображается. Его глаза сухо горят, как огоньки, он становится красивым и нервным. Потом он встает, напрягается, голос его срывается. Бронька плачет, рассказывая, как перед выстрелом вспомнил мать, отца, родину. После рассказа о том, как Бронька промахнулся, он выглядит как человек в большом горе: роняет голову на грудь, скалится, скрипит зубами и мотает головой.
После признания в своей «несостоятельности» Бронька уединяется на берегу реки и вздыхает, измученный переживаниями.
Жена не понимает мужа. Она некрасива, с ее толстых губ слетают грубые оскорбления: дурак беспалый, харя неумытая, скот лесной, Пупок.
Односельчане, по словам жены, смеются ему в лицо. Зато городские охотники, послушав историю, молчат, удивленные. Они переживают вместе с Бронькой своеобразный катарсис, очищение, как древнегреческие зрители, переживающие трагедию героя.
Стилистические особенности
Постоянно встречающийся в рассказе прием — контраст. Это контраст между торжественным именем и простой фамилией героя, между реальной скучной жизнью и полной приключений выдуманной, между вежливой французской фразой «тысяча извинений, мадам» и ситуацией, в которой Бронька ее произносит .