Нравственные искания героев Куприна, на примере героев повести «Поединок»
Куприн принадлежит к тем писателям, которых читают везде и всегда. Главный источник вдохновения писателя — жизнь. Герои его произведений не удачливые, не преуспевающие в жизни люди, поэтому они подвержены нравственным исканиям, поискам истины и самих себя. В повести «Поединок» наиболее подвергнуты нравственным исканиям два героя: Ромашов и Назанский. Два героя, чьи судьбы еще окончательно не сформировались.
Перед читателем предстает молодой человек, подвластный мнению более сильного, его характер находится в постоянном развитии,
Он не хочет отличаться чем либо от других. Он плохо относится к своим солдатам, пьет, заводит непристойную связь с женой одного офицера. В то же время, этот герой еще молод и может изменить свои повадки и характер. Автор показывает
Уже после первой, освещенной в повести встречи, в душе главного героя начинают зреть и развиваться зерна нравственности. Это и осмысливание вечных вопросов, таких как добро и зло. И, разумеется, переосмысливание отношения к любви и жизни. Благодаря этому духовному движению, рвутся пошлые отношения с Раисой Петерсон.
И быть может, впервые герой задумывается о себе, ни как о герое французского романа, а как о реально существующей личности. Ромашов лишь теперь понимает, что человек создание эгоистическое, и, что никому кроме себя самого они не нужен, это понимание приходит очень тяжело, меняются отношения с людьми, внутренний мир героя. Ко второй встрече в душе героя происходит перелом.
Возникает необходимость замены уже не подходящего мировосприятия, на что-то новое, более совершенное. И Ромашов вновь сталкивается с Назанским. В результате, у главного героя окончательно формируются некоторые стороны сознания, например, отторжение армии, желание создавать, а не разрушать. Так же мы видим, благодаря Ромашову, всю трагичность, машины под названием армия, ломающей жизни, как простых солдат, так и офицеров.
Через Ромашова автор показывает удивительное свойство души человека. Вначале восприятие мира сквозь розовые очки, все радует, все удивляет. Затем розовые очки сменяются, чем-то черным и мрачным, но и к этому привыкает человек.
И лишь взрослая личность начинает реально оценивать события. Ко всему привыкает человеческое сознание, а вот душа противиться многому. Таким образом, появляется дисгармония во внутреннем мире человека. Это тоже нравственное искание, через которое приходится пройти обоим героям.
Назанский — офицер — философ. Теоретически он все понимает, он со всем смирился. А вот в действительности проявляется конфликт внешнего и внутреннего миров.
Это очень умный человек, особенностью которого является возможность анализа. Но только вот проблема, за этим анализом, он забывает жить. В той реальности, которая существует, Назанскому жить очень тяжело, он не находит применения своему уму, так же он наталкивается на стену офицерского произвола и вседозволенности, жестокости и низости существующей армии.
Поэтому этот герой начинает пить, таким образом пытаясь заглушить разногласия между душой и сознанием. И в результате он становится таким как все офицеры этого гарнизона. Но все же Назанский является зеркалом Куприна, именно он направляет главного героя в нравственных исканиях. Так же этот герой отображает, мысли автора о том что такое армия, офицерство, отношения служивых людей.
Итак, перед нами разворачиваются нравственные искания двух героев. Ромашов, мальчик, который ищет правду, и Назанский, который, увидев часть ее, избегает нормальной жизни. Оба героя прошли несколько этапов духовного развития. Назанский не смог сдвинуться с позиции теоретика, и поэтому действительность его мало интересует, ему более важны размышления о этой действительности.
Ромашов, смог больше, он перенес часть теории на настоящую жизнь. Но все же он не сумел устранить дисгармонию своей личности, и как результат его смерть на дуэли, от которой он мог отказаться, но мнение общества для него оказались важнее внутренних чувств… «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем более человек в его человеческом деле.»