Разработка урока – конференции: “Заболевания органов зрения”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 16

Разработка урока – конференции: “Заболевания органов зрения”

Подготовила: Учитель биологии Субботина Е. В.

Г. Новый Уренгой 2015 год

Эпиграф:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в себя глазами, Пройти по всей земле горящими ступнями, Все восприять и снова

Воплотить.

М. Волошин.

План урока.

Мобилизующее начало

Подготовка;

Объявление темы урока.

Постановка проблемы

урока

Зачем человеку необходимо беречь зрение?

Объявление цели урока:

Познакомить учащихся с основными заболеваниями органов зрения человека и мерами их профилактики;

Показать вредное влияние курения на орган зрения человека;

Развивать умение работать с дополнительными источниками информации; умение анализировать информацию, использовать межпредметные и внутрипредметные связи;

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение конференции.

Методы: частично – поисковый проблемный Форма: урок – конференция

Оборудование: таблица:

“Строение органа зрения”; таблица: “Заболевание органов зрения”; таблица: “Заболевание органов зрения в момент миом”, выставка рефератов, таблички: “Врач – окулист”, “Статистик”, корреспондент журнала “Здоровье”, “Литератор”, видеокассета. Организация деятельности учащихся: внимательно слушают сообщение “специалистов” и обобщают изученное, обсуждают и решают проблему урока, делают выводы, выполняют тестовое задание.

Ход урока.

Учитель биологии.

Античный ученый – философ Геракмет Эфестский заметил, что “глаза – более точные свидетели, чем уши”. Действительно 90% всей информации люди получают через глаза. Большая часть наших сведений о внешнем мире связана со зрением.

Благодаря зрению человек различает окружающие нас предметы, движения живых и не живых тел, графические и цветовые сигналы.

Однако более 25% жителей ЯНАО страдают нарушениями и болезнями зрения. С наиболее распространенными и чаще встречающимися заболеваниями органа зрения мы на нашем уроке познакомимся.

Ребята, какие вы знаете нарушения зрения?

Учитель биологии.

Верно ребята. Давайте обратимся к Нашему врачу-Офтальмологу.

Врач – офтальмолог.

На первом месте по заболеваниям органа зрения – близорукость и дальнозоркость.

Близорукие и дальнозоркие нечетко видят предметы. У близоруких расплывается изображение удаленных предметов, у дальнозорких – близко расположенных. Причиной врожденной близорукости может быть удлиненная форма глазного яблока. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, обычно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света. Расстояние наилучшего зрения более 25 сантиметров.

Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.

Корреспондент журнала “Здоровье”.

– Какова же причина дальнозоркости?

Врач – офтальмолог.

Причиной дальнозоркости является уменьшение способности хрусталика изменять кривизну, что наблюдается чаще всего у пожилых людей. При дальнозоркости люди и в близи, и в дали. Дальнозоркостью страдают большинство новорожденных, однако, по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает.

Близорукость и дальнозоркость исправляют ношением линз.

Учитель биологии.

Ребята, внимательно подумайте, и выскажите свою точку зрения на вопрос: Вредно ли ношение контактных линз?

.

Давайте внимательно выслушаем сообщение по контактным линзам.

Докладчик.

Идея контактных линз, расположенных непосредственно на глазном яблоке, не нова. Английский физик Дж. Гершель высказывал эту идею еще в 1827. Однако лишь недавно достигнут необходимый для ее реализации уровень производства и шлифовки оптических материалов. Вначале линзы делали из стекла, теперь же, как правило, из пластических материалов: они не столь хрупки и более удобны в обращении.

Применяются контактные линзы двух видов: небольшие роговичные линзы, которые закрывают только роговицу, и склеральные, которые закрывают значительную часть глаза.

Учитель биологии.

Ребята, как вы думаете; по – вашему мнению, какое заболевание наиболее сложное?

.

Учитель биологии.

Как говорил Максим Горький “Ничто не может быть страшнее, как отсутствие зрения или его потеря, – эта не выразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира”. Ребята, вы слышали о произведении В. Короленко “Слепой музыкант”? Давайте послушаем нашего литератора.

Литератор.

Верно, об этом повесть русского писателя В. Короленко “Слепой музыкант”. В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести рассматриваются два аспекта: биологический и социальный .

Статистик.

На зеленом шаре насчитывается более 40 миллионов человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах.

Корреспондент журнала “Здоровье”.

Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.

Учитель биологии.

Ребята, можно ли было Петра вылечить, как вы думаете? .

Повесть была написана в 1886году, тогда врожденную слепоту лечить не умели.

Врач – офтальмолог.

Известно не мало случаев рождения слепых детей. Причиной является чаще всего нарушение прозрачности одной из оболочек глаза – роговицы, так называемое бельмо. Когда – то судьба таких детей была трагичной.

Учитель биологии.

Давайте, разберем еще одно серьезное заболевание как глаукома.

Врач – офтальмолог.

Основным признаком заболевания является повышение внутриглазного давления. Выделяют первичную и вторичную глаукому – первичная глаукома связана с нарушением процесса регуляции внутриглазного давления и оттока внутриглазной жидкости. Вторичная глаукома – развивается как осложнение ряда заболеваний.

Учитель биологии.

Природа снабдила сетчатку каждого человеческого глаза 132 миллиона клеток, из них более 7 миллионов палочек отвечают за восприятие цвета и около 125 миллионов палочек улавливают яркость света. Существует семь видов палочек, каждая из которых настроена на свой цвет. А всего человек различает до 10 миллионов различных цветов и оттенков.

Ребята давайте послушаем, что нам скажет врач.

Врач – офтальмолог

Новорожденные яснее всего видят желтые и зеленые предметы.

Корреспондент журнала “Здоровье”.

Как известно курение отрицательно сказывается на организме человека. Как же курение влияет на орган зрения?

Учитель биологии.

Давайте послушаем сообщение.

.

Учитель биологии.

Если колбочки какого – либо вида оказывается с дефектом, возникает заболевание Дальтонизм. Что ребята вы знаете об этом заболевании? .

Корреспондент журнала “Здоровье”.

Дальтонизмом страдает 8% мужчин и 0,5 % женщин. Одни не воспринимают красный цвет, другие зеленый, третьи фиолетовый. Редко встречаются люди, для которых мир окрашен во все оттенки серого.

Учитель биологии.

У каждого человека радужка неповторима – двух одинаковых по цветовой гамме не найти. Цвет радужки, а это и есть цвет глаз, зависит от количества пигмента меланина. А какое заболевание вы знаете, характеризующееся тем, что в результате наследственной особенности меланина ни в коже, ни в волосе, ни в радужке – нет.

.

Врач – офтальмолог.

Радужка красная из-за просвечивающихся кровеносных сосудов. Они очень чувствительны к яркому свету.

Учитель биологии.

Цвет глаз передается по наследству, и на протяжении жизни меняется, у новорожденных цвет глаз светлый, серо – голубой, а с возрастом приобретает заданный генами цвет. .

Ребята, как вы думаете – влияет ли цвет глаз на зоркость?

Оказывается, что сероглазые – самые зоркие, среди спортсменов, снайперов их большинство.

Давайте обратимся к нашему статистику с вопросом: Как же обстоит дело в нашей школе с нарушением зрения?

Статистик.

1 класс

4 человека

2 класс

10 человек

3 класс

15 человек

4 класс

12 человек

5 класс

10 человек

6 класс

15 человек

7 класс

27 человек

8 класс

18 человек

9 класс

28 человек

10 класс

20 человек

11 класс

25 человек

По заболеваниям лидирует параллель девятых классов.

Учитель биологии.

Еще в древности были известны упражнения, активизирующие кровообращение в мозге и области глаз. После таких упражнений люди чувствуют себя бодрее, особенно хорошо эти упражнения снимают умственное утомление. В основе – определенные функциональные связи между глазодвигательным нейроном и нервными клетками сосудов мозга.

V .Тестирование по теме: “Заболевания органов зрения”.

Учитель биологии.

Ребята, давайте подведем итог урока. С чем мы сегодня на нашем уроке познакомились?

.

VI .Выставление оценок.

VII .Домашнее задание.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Авторская позиция лескова в левша.
Сейчас вы читаете: Разработка урока – конференции: “Заболевания органов зрения”