Конспект урока по обществознанию «Средства связи» 9 класс
Раздел: «Средства связи». 9 класс
Тема урока: «Посылки».
Цели урока:
Образовательные: Учить ребят правильно упаковывать посылки, знакомить с
Требованиями, предъявляемыми к упаковке и оформлению посылок. Дать представление о разновидности и весовых ограничениях посылок. Научить учащихся заполнять бланки и точно писать адрес и индекс на посылочной упаковке.
Предоставить примерную ценовую ориентировку почтовых пересылок, от чего это зависит.
Развивающие: Научить правильно оценивать свою посылку.
Воспитательные:
Коррекционные: Отрабатывать умение правильно сформулировать и выразить свою просьбу, получить нужную информацию. Познакомить с новыми словами,
Необходимыми в общении: «оператор», «документ», «главпочтамт» и правильным их произношением и написанием.
Тип урока
Форма
Проведения
Урока
Комбинированный.
Нетрадиционная.
Предусмотрена межпредметная связь:
Математика — подсчет веса, цены отправления.
Русский — Написание адреса.
Чтение — Правильно составить предложение, задать
География — местоположение отправления соотношение в ценах, работа с картой.
Геометрия — Определение формы посылки.
Логопедия — Правильное произношение звуков незнакомых слов.
Оборудование: Посылочные упаковки, бланки, плакат, тетради учащихся, схематичный адрес, карточки-задания по посылочным отправлениям, таблички со словами для словарной работы.
Ход занятия.
Организационный момент: Снять с учащихся перенапряжение от предыдущих уроков, настроить на предстоящий урок.
Знакомство с разделом и темой урока.
Повторение. Цель — ранее изученный материал по данному разделу необходим как опора для изучения темы «Посылки».
Повторяем: адрес, правила написания и индекс.
Теоретические сведения по теме урока. Цель: научить детей отправлять посылки.
Практическое закрепление. Цель: дать возможность учащимся практически закрепить изученный материал на занятии самостоятельно заполнить бланк отправления, сложить и оформить посылку, подписать ее, установить цену и сдать оператору.
Итог занятия.
I. Средства связи:
Диалог с классом — Какие услуги оказывает нам почта?
Ответ — Письма, различные варианты, бандероли — маленькая посылка, весом до 1 кг,
Денежные переводы и посылки.
Вопрос — Что является необходимой частью при любых видах отправлений?
Ответ — Адрес.
Вопрос — Как складывается адрес?
Ответ — Край, область, район, населенный пункт, улица, № дома, Ф. И. О.
Вопрос — Второй адрес — зашифрованный в цифрах, как он называется? И как он правильно
Пишется?
Ответ — Индекс.
II. Тема урока «Правила отправления посылок».
Учитель Сегодня мы научимся складывать посылки, правильно упаковывать, оформлять их и
Отправлять. Познакомимся с тем, что подлежит пересылке, а что нельзя отправлять. Узнаем, как заполнить бланки для отправления.
Урок у нас сегодня необычный, помогут нам его провести специалисты настоящие, упаковщики и отправители посылок, поистине блестящие. Создаем команду Матроскина и Шарика.
— Кто там?
Почтальон — Это я, Почтальон Печкин, принес посылку для ваших ребятишек.
Матроскин — А она у вас правильная?
Почтальон — Что значит правильная?
Матроскин — А сколько она у вас весит?
Почтальон — Сколько надо, столько и весит, как того требует положение. Вы только пакуйте правильно, да оформляйте как следует. Ведь отправлять вам правильно нужно? А?
Матроскин — Ну, расскажите, вы же почтальон, не я.
Почтальон — Раньше вот как было: накладывает свою посылку, взвешиваете — 8 кг, забили ящик, адрес написали и все.
— А сейчас — упаковка любая, какая твоей душе угодна, {показ упаковок).
— Пакуй, что хочешь, только, чур, по правилам: {перечисляем правила упаковки).
Все должно быть упаковано в полиэтиленовые пакеты;
Не следует посылать взрывчатые, горючие, жидкие вещества, стекло;
Если сыпучее — в тканевый мешочек;
Платно укладывайте в тару {для этого существует много вариантов)
— Есть еще одна важность. Правильно оформляй посылочку.
Работа в — А для этого что нужно? А вот что… {рассказывает о правилах отправления посылки)
Тетради Аккуратно заклеиваем ящик или зашиваем мешочек. Надписываем адрес:
Кому, куда лучше писать печатными буквами или прописными, но аккуратно и достаточно крупно, чтобы легко можно было прочитать оператору . Самая большая важность на посылке — индекс. Без него никуда.
Матроскин — Что-то мы с Шариком подзабыли, что такое «индекс» — слово какое-то мудреное.
Шарик — Ну почему мы? Вот я, например, точно знаю. Что индекс (показывает напечатанное на
Табличке слово) — это зашифрованный адрес в цифрах.
Матроскин — Скажите, пожалуйста, какой умный. Ты мне, Шарик, лучше скажи, как зашифровать нашу с тобой жилую территорию.
Шарик — А чего ее зашифровывать. Об этом уже главпочтамт подумал. А
Индекс у нас такой…
Почтальон — Правильно, Шарик. Ты все правильно сказал. И индекс нам указал.
— Вот сейчас мы с вами, мои дорогие, подпишем наши посылки. Разбираем, как и чем Правильно подписать. Уделить внимание индексу. Подписываем . Почему? на столе фломастер, карандаши Шарик, ручки.
Предложить Учащимся выбрать, чем они будут подписывать и почему?
Раздается каждому шаблон лицевой стороны посылки, подписывается .
Проверяем работу учащихся.
— Ну, а теперь, друзья — учащиеся, сложим мы с вами посылки по всем правилам. Вспоминайте все, что нужно для этого и приступайте. А я ваши посылочки проверю и Приму.
Группы складывают посылки. Учитель помогает, следит за ходом.
Почтальон — Ну что ж, и команда Шарика, и команда Матроскина успешно выполнили задание. Посылки я ваши принимаю. Да, вот беда.
Посылочки ведь ваши не уйдут, на них документ нужен.
Матроскин — Какой еще документ? Дожили, раньше людям документы нужны были, а теперь уже и посылкам они требуются.
Почтальон — На каждую в отдельности требуются. Вот такой формы, государственного образца.
Прикрепляет на доску увеличенную форму бланка на отправление посылки и раздает каждому ученику. — Познакомимся, друзья — ученики, с этим документом.
Шарик — Вы, уважаемый почтальон, слово «Документ» как-то странно произносите.
— Заговорился я с вами. Соглашаюсь с вами и приношу свои извинения «документ» так будет правильно?
— Ребята, так правильно будет?
Разбирается с классом форма заполнения бланка на отправления посылки. Учитель показывает на доске на увеличенном бланке. Учащиеся знакомится с розданными бланками.
Почтальон — Хочу еще вам друзья добавить. Что ваша посылочка должна иметь цену. Ведь все у нас имеет свою цену. Как же ее оценишь?
А вот как: примерно оцениваем каждую вещь и складываем. Например: берем одну из посылок и разбираем по составу и цене. Получаем цифру ~ 200 руб. вот ее вы и назовете оператору и напишите на бланке .
Матроскин — А кому это нужно? Лишние хлопоты.
Шарик — Нужно значит, раз указывают на посылке и в бланке.
Почтальон — В точности, нужно. А как же? За эту сумму . Вдруг что случится и ваша посылка не придет. Хоть такого и не бывает, но ответственность и Порядок нужен во всем.
От вашей стоимости зависит и цена отправления и еще от места назначения — чем дальше, тем дороже. Вспомним географию: что дальше Москва или Ленинград. Волгоград или Владивосток.
И определяем, куда дешевле сделать отправление, а куда дороже.
— Вот, ребята. И тут хорошенько подумать придется и в точности оценить свою Посылочку, чтобы не заплатить лишнего и своего не потерять.
Ну, а теперь вернемся к нашему документу и хорошо с ним познакомимся.
Устно проводим заполнение.
III. Практическая работа.
Предлагается учащимся заполнить свои бланки старательно и аккуратно. Чтобы все было понятно для работы оператора . Почтальон принимает бланки, сравнивает с написанными титульными листами к посылкам. Если все правильно, принимает. Все решают, чей титул приклеить на посылку дяди Федора: команды Шарика, или Матроскина. .
VI. Подведение итога занятия.
Учитель — Как отправить посылку?
Научились правильно оформлять, складывать и отправлять посылки. При этом не забываем об аккуратности, точности выполнения этой работы, умении быть вежливыми с незнакомыми людьми.