Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«…троичность есть наиболее общая характеристика бытия».
П. А. Флоренский
«Мастер и Маргарита» — Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман о любви и творчестве… О смерти и бессмертии… О силе и бессилии… Что есть вина и возмездие?
Что есть власть? Что есть бесстрашие, страх, трусость? Что такое течение времени? И что есть человек во времени?
Что это — истина или путь к истине?
«Трехмерная» структура романа выражает философию Булгакова. Писатель утверждал, что троичность соответствует
Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трем группам персонажей, причем представители разных миров образуют своеобразные триады. Они объединены своей ролью и сходным взаимодействием с другими героями, а также Элементами портретного сходства. Восемь триад представлены в романе: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи — Воланд, «князь тьмы» — профессор Стравинский, директор психиатрической клиники; Афраний, первый помощник Пилата — Фагот-Коровьев, первый помощник Воланда — врач Федор Васильевич,
Обратимся к одной из значимых триад романа: Понтий Пилат — Воланд — Стравинский. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется в ершалаимском мире Понтий Пилат. В московском мире действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора Иудеи, есть своя свита. Стравинский управляет своей клиникой, определяет судьбу тех, которые попали к нему в результате общения с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиями Стравинского, «маленького» подобия Воланда. Воланд — «маленькое» подобие Пилата, ибо «князь тьмы» почти начисто лишен каких-либо переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную трусость прокуратор Иудеи . Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный в конце концов отправить его на смерть, невольно становится бессмертным.
И в современной Москве вечный Воланд спасает Мастера и дает ему награду. Но творец должен умереть, а вместе с ним и Маргарита. Воздаяние они получают в потустороннем мире.
Бессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите — ее истинная искренняя любовь. Стравинский также «спасает» Мастера, ставшего жертвой нечистой силы; только «спасение» это пародийно, ибо профессор может предложить Мастеру абсолютный бездеятельный покой психолечебницы.
Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий и спасти Иешуа. Воланд, в свою очередь, лишь предсказывает будущее.
Так, Берлиоз гибнет под колесами трамвая не потому, что сатана «подарил» ему трамвай и Аннушку, а потому что поскользнулся на масле. Власть Стравинского вообще призрачна: он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, о Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его в потусторонний мир.
Между этими героями есть и портретное сходство: Воланд «по виду лет сорока с лишним» и «выбрит гладко». Стравинский — «тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти». У сатаны «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», причем «правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души…», у профессора глаза «приятные, но пронзительные». Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает Иван Бездомный.
Пилат и Воланд тоже похожи. Во время допроса Иешуа лицо Пилата из желтого становится бурым, а «кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар».
Вечная раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире, отражая иерархию древнего ершалаимского мира и современного московского.
Современный Булгакову мир тоже иерархический: театр Варьете, клиника Стравинского, МАССОЛИТ. И только Мастером, Иешуа и Маргаритой правит любовь. Мастеру и Иешуа нет места в таком мире, где царит иерархия.
И все же автор убежден, что выше всех социальных, политических, бытовых проблем чувство: любовь, радость.