«Тартюф, или Обманщик», история создания комедии Мольера
Дошедший до нас «Тартюф, или Обманщик» совсем не тот, каким он был раньше. История создания этого произведения по-своему уникальна и интересна. В первой редакции комедии, поставленной на Версальских празднествах в мае 1664 года, главный герой пьесы был духовным лицом.
Театральная постановка называлась «Тартюф», состояла из трех действий и строилась вокруг взаимоотношений Тартюфа, Оргона, Эльмиры и Дамиса.
Мариана, Валер, судебный пристав и королевский офицер появились в комедии в 1667 году, когда, под влиянием религиозной организации
Отъезд французского короля в армию и устное разрешение на постановку пьесы позволили президенту парламента Ламуаньону запретить «Обманщика» на сцене. Мольер направил Людовику XIV прошение,
После смерти в 1666 году королевы-матери и наступления в 1668 году примирения между католиками и янсенистами постановка многострадальной комедии вновь была разрешена. Пьеса получила двойное название — «Тартюф, или Обманщик», главному герою было возвращено его первоначальное имя, но он так и остался светским лицемером, прикрывающимся мнимой святостью. Религиозная терпимость, наступившая к этому времени в обществе, окончательно пресекла нападки на комедию тайного «Общества святых даров», что позволило представить пьесу на суд публики в феврале 1669 года и обеспечить ей долгую сценическую жизнь.
Говоря об истории создания «Тартюфа, или Обманщика», нельзя не отметить и тот факт, что в основу художественного образа главного героя легли реальные действия, совершаемые членами «Общества святых даров». Последние, прикрываясь религией и являясь по сути тайной полицией, проникали в частные дома, собирали сведения о живущих в них людях и сдавали их как за совершенные, так и вымышленные преступления.