Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса «Печорин — кто вы?»
Конспект интегрированного урока в 9 классе. Литература + МХККонспект интегрированного урока по теме: «Кто вы, Печорин? — Вы человек иль демон? — Я -…» Художественно-педагогический замысел: Г. А. Печорин: человек, демон, игрок.
Це ли: продолжить знакомство с романом и образом главного героя; дать учащимся панораму образа Печорина в романе; совершенствование навыков сопоставительного анализа главных героев двух произведений М. Ю. Лермонтова; показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства; развитие речи.
Зада
Оборудование: 1. доска с записью темы, эпиграфа урока;
2. диапроектор;
3. экран на штативе;
4. музыкальный центр;
5. аудиозаписи: М. И. Глинка. Ноктюрн «Разлука»; Фуга для органа ми бемоль мажор и слайды .
Раздаточный материал: фрагменты поэмы
Ход урока: 1. Оргмомент
2. Проверка домашнего задания :
А) Краткая справка о времени создания обоих произведений, сопоставительный анализ которых будет проводиться в ходе урока .
Б) Пространство в поэме и романе .
Чтение фрагмента №1 :
На склоне каменной горы
Над Койшаурскою долиной
Еще стоят до сей поры
Зубцы развалины старинной.
……………………………….
……………………………….
: Идут, звеня, издалека,
И, низвергаясь сквозь туманы,
Блестит и пенится река.
Вопросы к классу: — Где происходит действие поэмы?
— Где находится эта долина?
Чтение фрагмента №2 :
«Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. ………… до слов Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились…»
Вопросы к классу: — Что общего в прочитанных эпизодах?
— Как вы думаете, почему Лермонтов выбирает Кавказ местом действия?
3. Новая Тема:
1) Экспозиция: главный герой романа и урока.
Чтение фрагмента №3 :
» Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили в возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у нас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?…»
Вопросы к классу: — Кто к нам обращается?
— Кому адресованы вопросы из предисловия романа?
— Зачем Лермонтов задает так много вопросов, когда
Роман еще не начат?
— Судя по этому фрагменту, с каким героем нам
Предстоит встретиться?
2) Завязка действия.
Краткая справка: интерес М. А. Врубеля к творчеству М. Ю. Лермонтова, тема Демона в живописи художника ; работа над иллюстрациями к роману «Герой нашего времени»
Показ кадра «Демон сидящий»
— Каким вы видите Демона?
— Какой он для вас?
— В каком мире он находится?
Вывод в тетрадь: как постоянно движется, меняется этот мир, так изменчив и человек. Каждую минуту он становится иным.
Слово учителя : То, что поэма «Демон» и роман «Герой нашего времени» написаны практически в одно и то же время, не является случайным. Не случайно и совпадение места действия. На сегодняшнем уроке нам предстоит провести сопоставление двух главных героев произведений: в чем их сходство, а в чем различие?
Комментарии учителя к эпиграфу урока: «Демон значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе» .
Врубелю было очень важно подчеркнуть, что Демон — это не черт с рожками и копытцами, а дух. Частица его живет в душе каждого человека. Поэтому тему мы обозначили цитатой из другого произведения М. Ю. Лермонтова — драмы «Маскарад».
Запись темы урока: «Кто вы, Г. А. Печорин? «- Вы человек иль демон?
— Я -…»
На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.
3) Развитие действия.
Возвращение к образу Демона.
Экспонируется кадр «Демон сидящий». Звучит фрагмент 4-а.
1
Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
……………………………………
……………………………………
До слов: Припомнить не имел он силы!
Вопросы к классу: — В каком настроении показан главный герой?
— Всегда ли он был таким?
— Что вызывает его печаль?
Звучит фрагмент 4-б.
2
Давно отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта:
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
………………………………….
До слов: И зло наскучило ему.
Вопросы к классу: — Каким становится отвергнутый высшими силами Демон для жителей земного мира?
— Нравится ли ему «сеять зло»?
— К какому итогу он приходит?
Звучит фрагмент 4-в.
Слово учителя: — Теперь посмотрим, каким мы встречаем «героя нашего времени» — Печорина. Каков этот человек? Какие качества его отличают?
«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные………..До слов: …Вот уже полтора месяца, как я в крепости N; Максим Максимыч ушел на охоту…Скучно!
Проблемная ситуация: Выделите в текстах то, что подчеркивает внутреннюю общность Печорина и Демона.
4) Отношение героев к миру природы.
Фрагмент 5-а.
4
И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
………………………………………
………………………………………
До слов: И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
Вопросы и задания классу: — Какова природа Кавказа?
— Найдите в тексте те образные выражения, к каким обращается Лермонтов, чтобы описать этот край.
— Замечает ли это великолепие главный герой?
— Каким эхом оно отзывается в его душе? Почему?
Но та же природа окружает и Печорина. Что чувствует при виде этого пейзажа Печорин? (Работа с ключевыми словами, оборотами:
— «вид с трех сторон у меня чудесный»;
— «на восток смотреть веселее»;
— «весело жить в такой земле»;
— надежда на избавление от «страстей, желаний, сожалений»).
Помните, у Пушкина: «На свете счастья нет,
Но есть покой и воля».
Именно этого и ищет Печорин. Но найдет ли он то, чего желает?
— Отличается ли видение мира природы Печорина от видения Демона? Почему?
Сообщение уч-ся. Кратко содержание «Бэлы» (Печорин на свадебном пиру видит Бэлу, и та оказывает ему знаки внимания. Печорин крадет Бэлу и стремится добиться ее благосклонности.
Фрагмент 6-а.
Поисковая работа по тексту романа.
… она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня, — прибавил он, ударив кулаком по столу…
— Выделите и прочитайте ту часть текста, которая доказывает сильное волнение Печорина. Почему он так взволнован?
Слово учителя: — Однажды Максим Максимыч оказывается случайным свидетелем разговора Печорина с Бэлой, которая по-прежнему прячет от него свой взгляд и дичится. Максим Максимыч входит к Печорину.
Фрагмент 6-б.
Григорий Александрович ударил себя в лоб кулаком и выскочил в другую комнату. Я зашел к нему; он сложа руки прохаживался угрюмый взад и вперед.
— Что, батюшка? — сказал я ему.
До слов: Мы ударили по рукам и разошлись.
Вопросы на осмысление эпизода: — Чего хочет Печорин?
— Только ли покорности Бэлы?
— Какие особенности характера, души Печорина видны в этих фрагментах?
Слово учителя: — Вернемся к поэме «Демон». (Кратко: пролетая над горами Кавказа, Демон видит пляску Тамары на свадебном пиру. Девушка привлекает его внимание. В тот же день Демон губит ее жениха.
Фрагмент 7-а + слайд
Выразительное чтение отрывка из поэмы:
15
На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
…………………………
…………………………
До слов: Будь к земному без участья
И беспечна, как они!
Вопросы: — Зачем Демон поет девушке, утратившей жениха, эту легкую и сладкую песнь?
— Чего он хочет добиться?
Фрагмент 7-б.
Кратко: Печорин требует от Бэлы веселости, даже когда она догадывается о его охлаждении к ней. Максима Максимыча это тревожит, и он заводит с Печориным откровенный разговор об этом.
— Чем же вызвано охлаждение Печорина?
Выразительное чтение отрывка:
«Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так……….. До слов: Так говорил он долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний…»
Слово учителя: — Обратите внимание на выражение «мне все мало». Найдите в тексте слова, которые раскрывают эту мысль. .
— Можно ли назвать Печорина обычным, заурядным человеком?
— Что поразило Максим Максимыча в словах «этого двадцатипятилетнего человека»?
— Почему здесь мы впервые узнаем о возрасте Печориан?
Фрагмент 7-в.
Сжатый пересказ уч-ся: охота Печорина и выстрел Казбича. Рана Бэлы. Ее смерть.
«Я вывел Печорина вон из комнаты, и мы пошли на крепостной вал….До слов: У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…»
Вопросы к классу: — Что пугает Максим Максимыча в реакции Печорина?
— Почему смех Печорина показался ему страшен?
— Что на самом деле чувствует Печорин?
Сообщение уч-ся. Кратко содержание «Княжна Мэри» .
Фрагмент 8-а.
— Ты видел? — сказал он, крепко пожимая мне руку, — это просто ангел!
— Отчего? — спросил я с видом чистейшего простодушия.
………………………………………………………………………………
До слов: ..вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек , который бы не был этим поражен неприятно».
Вопросы для анализа образа главного героя:
— Искренен ли Печорин в разговоре с Грушницким?
— Почему?
— Что движет Печориным?
— Что заставляет его лгать?
Учитель кратко: Печорин решает добиться любви княжны Мэри, но не обычным способом.
Фрагмент 9.
«После обеда часов в 6 я пошел на бульвар: там была толпа; княгиня с княжной сидели на скамье, окруженные молодежью, которая любезничала наперерыв… ……………. До слов: …несколько раз ее взгляд, упадая на меня, выражал досаду, стараясь выразить равнодушие…»
Вопросы для анализа образа главного героя:
— Зачем Печорин так ведет себя?
— Чего он хочет в данный момент?
— Чего он хочет добиться в дальнейшем?
Фрагмент 10.
» В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись. Княжна меня решительно ненавидит………. До слов: Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический».
Вопросы для анализа образа главного героя:
— Зачем Печорин все это делает?
— Искренен ли он?
— А как воспринимает его поведение княжна Мэри?
— Считает ли она поступки Печорина искренними?
Фрагмент 11.
«Я внутренне хохотал и даже два раза улыбнулся, но он, к счастию, этого не заметил. ……………..до слов:….я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, — и тут-то я буду наслаждаться…»
Проблемная ситуация:- Чем собирается насладиться Печорин?
— Зачем ему откровенность Грушницкого?
— Если так, воспринимает ли Печорин его всерьез?
Работа над образом Веры. .
Фрагмент 12.
«………..родственница княгини по муже, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная…Не встретили ль вы ее у колодца?………. до слов:..Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»
Вопросы к классу: — Почему Печорин просит отозваться о нем дурно?
— Что он чувствует по уходе доктора?
— Искренен ли Печорин сейчас?
— Чего не может забыть Печорин?
Любовь Демона.
Слово учителя: Я предлагаю вам снова вернуться к поэме Лермонтова «Демон». Посмотрим, каким становится Демон, вновь испытав чувство любви.
Фрагмент 13 + слайд.
Демон.
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
…………………………………….
…………………………………….
До слов: И мир в неведенье спокойном
Пусть доцветает без меня!
— Какие желания пробудились в ранее «бесплодной» груди Демона?
Фрагмент 14.
— Каким предстает Демон перед Тамарой?
— Можно ли сказать, что он прост, однолинеен?
Демон.
Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
…………………………………..
…………………………………..
До слов: Стараться все возненавидеть
И все на свете презирать!
— Какое чувство пробуждает в нем любовь?
— Зачем Демону нужна любовь?
Теперь посмотрим, как воспринимает его слова Тамара.
Тамара.
Кто б ни был ты, мой друг случайный, —
Покой навеки погубя,
Невольно я с отрадой тайной,
Страдалец, слушаю тебя.
………………………………………….
………………………………………….
До слов : Ужель ни клятв, ни обещаний
Ненарушимых больше нет?…
— Какое предчувствие терзает ее?
Фрагмент 15 — поцелуй Демона + слайд.
11
И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам;
……………………………..
……………………………..
До слов: И безнадежное прощанье —
Прощанье с жизнью молодой.
Вопросы к классу: — Какой оказалась любовь Демона для земной девушки?
— Понимал ли Демон, что губит ее?
Любовь Печорина.
Фрагмент 16 — поцелуй Печорина.
«Я ехал возле княжны; возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их — совершенный калейдоскоп………… до слов:
— Хотите ли этого? — продолжала она, быстро обратясь ко мне…В решительности ее взора и голоса было что-то страшное…
— Зачем? — ответил я, пожав плечами. «
Вопросы для обсуждения: — Подумайте, почему объяснение происходит в этом месте?
— Изменилось ли ваше мнение о герое?
— Если да, то что повлияло на это?
— Кто он для вас сейчас?
Фрагмент 17 — последнее объяснение Печорина с княжной.
«Я стоял против нее. Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться……. До слов: — Я вас ненавижу, — сказала она «.
Вопросы для обсуждения: — За что княжна его ненавидит?
— Как бы вы оценили поступок героя?
— Кто же он на самом деле?
Фрагмент 18.
Проблемная ситуация: — Почему Печорин так поступает?
«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!………………………..до слов: Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности».
Самостоятельная работа: — Какие качества души Печорина роднят его с Демоном? Выделите в тексте.
Фрагмент 19 + кадр «Азраил» + М. И. Глинка. Фуга ми бемоль мажор + кадр «Серафим» + кадр «Демон сидящий»
Слово учителя: — Теперь посмотрим, каким предстает перед нами Демон в конце поэмы, после смерти любимой.
16
Он был могущ, как вихорь шумный,
Блистал, как молнии струя,
И гордо в дерзости безумной
Он говорит: «Она моя!»
………………………………………..
………………………………………..
До слов: Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!…
Вопросы для обсуждения: — Какие чувства испытывает Демон сейчас?
— Подумайте, нет ли чего-то общего в любви Демона и Печорина?
— Почему гибнет Бэла и находится практически на краю смерти княжна Мэри?
Фрагмент 20.
Самостоятельная работа: Сопоставьте этот фрагмент с тем, как оценивает последнее объяснение с Мэри Печорин.
» Я иногда себя презираю…не оттого ли я презираю и других?…Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? Что мне в ней?
Куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего?..Право, ровно ничего.
— Какие чувства владеют Печориным?
— Чего он ждет от дальнейшей жизни?
Фрагмент 21.
Сообшение уч-ся: в Утро дуэли с Грушницким Печорин в разговоре со своим секундантом доктор Вернером открывает ему часть своей души.
«Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия.
Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй… второй?..
Вопросы для обсуждения:
— Удивило ли вас что-либо в реплике Печорина?
— Искренне ли он говорит сейчас?
— Обратите внимание на ключевые фразы.
— Только ли свои поступки разбирает и судит Печорин?
— В таком случае, кем же были для него Грушницкий, княжна Мэри, даже Бэла?
4. Домашнее задание: тема урока — это тема для вашего эссе. Кто же такой Печорин? Кем вы его считаете?
5. Итоги, оценки.