Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса «Печорин — кто вы?»

Конспект интегрированного урока в 9 классе. Литература + МХККонспект интегрированного урока по теме: «Кто вы, Печорин? — Вы человек иль демон? — Я -…» Художественно-педагогический замысел: Г. А. Печорин: человек, демон, игрок.

Це ли: продолжить знакомство с романом и образом главного героя; дать учащимся панораму образа Печорина в романе; совершенствование навыков сопоставительного анализа главных героев двух произведений М. Ю. Лермонтова; показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства; развитие речи.

Зада

чи: выявить основные характеристики образа Печорина, эскизно познакомив учащихся с основными сюжетными линиями романа; помочь проведению сопоставительного анализа главных героев двух произведений М. Ю. Лермонтова: поэмы «Демон» и романа » Герой нашего времени»; показать, как отражены данные образы, чувства, настроения в других видах искусства.

Оборудование: 1. доска с записью темы, эпиграфа урока;

2. диапроектор;

3. экран на штативе;

4. музыкальный центр;

5. аудиозаписи: М. И. Глинка. Ноктюрн «Разлука»; Фуга для органа ми бемоль мажор и слайды .

Раздаточный материал: фрагменты поэмы

М. Ю. Лермонтова «Демон» и романа «Герой нашего времени».

Ход урока: 1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания :

А) Краткая справка о времени создания обоих произведений, сопоставительный анализ которых будет проводиться в ходе урока .

Б) Пространство в поэме и романе .

Чтение фрагмента №1 :

На склоне каменной горы

Над Койшаурскою долиной

Еще стоят до сей поры

Зубцы развалины старинной.

……………………………….

……………………………….

: Идут, звеня, издалека,

И, низвергаясь сквозь туманы,

Блестит и пенится река.

Вопросы к классу: — Где происходит действие поэмы?

— Где находится эта долина?

Чтение фрагмента №2 :

«Я ехал на перекладных из Тифлиса. Вся поклажа моей тележки состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии. ………… до слов Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились…»

Вопросы к классу: — Что общего в прочитанных эпизодах?

— Как вы думаете, почему Лермонтов выбирает Кавказ местом действия?

3. Новая Тема:

1) Экспозиция: главный герой романа и урока.

Чтение фрагмента №3 :

» Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили в возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у нас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?…»

Вопросы к классу: — Кто к нам обращается?

— Кому адресованы вопросы из предисловия романа?

— Зачем Лермонтов задает так много вопросов, когда

Роман еще не начат?

— Судя по этому фрагменту, с каким героем нам

Предстоит встретиться?

2) Завязка действия.

Краткая справка: интерес М. А. Врубеля к творчеству М. Ю. Лермонтова, тема Демона в живописи художника ; работа над иллюстрациями к роману «Герой нашего времени»

Показ кадра «Демон сидящий»

— Каким вы видите Демона?

— Какой он для вас?

— В каком мире он находится?

Вывод в тетрадь: как постоянно движется, меняется этот мир, так изменчив и человек. Каждую минуту он становится иным.

Слово учителя : То, что поэма «Демон» и роман «Герой нашего времени» написаны практически в одно и то же время, не является случайным. Не случайно и совпадение места действия. На сегодняшнем уроке нам предстоит провести сопоставление двух главных героев произведений: в чем их сходство, а в чем различие?

Комментарии учителя к эпиграфу урока: «Демон значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе» .

Врубелю было очень важно подчеркнуть, что Демон — это не черт с рожками и копытцами, а дух. Частица его живет в душе каждого человека. Поэтому тему мы обозначили цитатой из другого произведения М. Ю. Лермонтова — драмы «Маскарад».

Запись темы урока: «Кто вы, Г. А. Печорин? «- Вы человек иль демон?

— Я -…»

На этот вопрос нам предстоит ответить в конце урока.

3) Развитие действия.

Возвращение к образу Демона.

Экспонируется кадр «Демон сидящий». Звучит фрагмент 4-а.

1

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой;

……………………………………

……………………………………

До слов: Припомнить не имел он силы!

Вопросы к классу: — В каком настроении показан главный герой?

— Всегда ли он был таким?

— Что вызывает его печаль?

Звучит фрагмент 4-б.

2

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

………………………………….

До слов: И зло наскучило ему.

Вопросы к классу: — Каким становится отвергнутый высшими силами Демон для жителей земного мира?

— Нравится ли ему «сеять зло»?

— К какому итогу он приходит?

Звучит фрагмент 4-в.

Слово учителя: — Теперь посмотрим, каким мы встречаем «героя нашего времени» — Печорина. Каков этот человек? Какие качества его отличают?

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные………..До слов: …Вот уже полтора месяца, как я в крепости N; Максим Максимыч ушел на охоту…Скучно!

Проблемная ситуация: Выделите в текстах то, что подчеркивает внутреннюю общность Печорина и Демона.

4) Отношение героев к миру природы.

Фрагмент 5-а.

4

И перед ним иной картины

Красы живые расцвели:

Роскошной Грузии долины

Ковром раскинулись вдали;

Счастливый, пышный край земли!

………………………………………

………………………………………

До слов: И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

Вопросы и задания классу: — Какова природа Кавказа?

— Найдите в тексте те образные выражения, к каким обращается Лермонтов, чтобы описать этот край.

— Замечает ли это великолепие главный герой?

— Каким эхом оно отзывается в его душе? Почему?

Но та же природа окружает и Печорина. Что чувствует при виде этого пейзажа Печорин? (Работа с ключевыми словами, оборотами:

— «вид с трех сторон у меня чудесный»;

— «на восток смотреть веселее»;

— «весело жить в такой земле»;

— надежда на избавление от «страстей, желаний, сожалений»).

Помните, у Пушкина: «На свете счастья нет,

Но есть покой и воля».

Именно этого и ищет Печорин. Но найдет ли он то, чего желает?

— Отличается ли видение мира природы Печорина от видения Демона? Почему?

Сообщение уч-ся. Кратко содержание «Бэлы» (Печорин на свадебном пиру видит Бэлу, и та оказывает ему знаки внимания. Печорин крадет Бэлу и стремится добиться ее благосклонности.

Фрагмент 6-а.

Поисковая работа по тексту романа.

… она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня, — прибавил он, ударив кулаком по столу…

— Выделите и прочитайте ту часть текста, которая доказывает сильное волнение Печорина. Почему он так взволнован?

Слово учителя: — Однажды Максим Максимыч оказывается случайным свидетелем разговора Печорина с Бэлой, которая по-прежнему прячет от него свой взгляд и дичится. Максим Максимыч входит к Печорину.

Фрагмент 6-б.

Григорий Александрович ударил себя в лоб кулаком и выскочил в другую комнату. Я зашел к нему; он сложа руки прохаживался угрюмый взад и вперед.

— Что, батюшка? — сказал я ему.

До слов: Мы ударили по рукам и разошлись.

Вопросы на осмысление эпизода: — Чего хочет Печорин?

— Только ли покорности Бэлы?

— Какие особенности характера, души Печорина видны в этих фрагментах?

Слово учителя: — Вернемся к поэме «Демон». (Кратко: пролетая над горами Кавказа, Демон видит пляску Тамары на свадебном пиру. Девушка привлекает его внимание. В тот же день Демон губит ее жениха.

Фрагмент 7-а + слайд

Выразительное чтение отрывка из поэмы:

15

На воздушном океане,

Без руля и без ветрил,

Тихо плавают в тумане

Хоры стройные светил;

…………………………

…………………………

До слов: Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

Вопросы: — Зачем Демон поет девушке, утратившей жениха, эту легкую и сладкую песнь?

— Чего он хочет добиться?

Фрагмент 7-б.

Кратко: Печорин требует от Бэлы веселости, даже когда она догадывается о его охлаждении к ней. Максима Максимыча это тревожит, и он заводит с Печориным откровенный разговор об этом.

— Чем же вызвано охлаждение Печорина?

Выразительное чтение отрывка:

«Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так……….. До слов: Так говорил он долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний…»

Слово учителя: — Обратите внимание на выражение «мне все мало». Найдите в тексте слова, которые раскрывают эту мысль. .

— Можно ли назвать Печорина обычным, заурядным человеком?

— Что поразило Максим Максимыча в словах «этого двадцатипятилетнего человека»?

— Почему здесь мы впервые узнаем о возрасте Печориан?

Фрагмент 7-в.

Сжатый пересказ уч-ся: охота Печорина и выстрел Казбича. Рана Бэлы. Ее смерть.

«Я вывел Печорина вон из комнаты, и мы пошли на крепостной вал….До слов: У меня мороз пробежал по коже от этого смеха…»

Вопросы к классу: — Что пугает Максим Максимыча в реакции Печорина?

— Почему смех Печорина показался ему страшен?

— Что на самом деле чувствует Печорин?

Сообщение уч-ся. Кратко содержание «Княжна Мэри» .

Фрагмент 8-а.

— Ты видел? — сказал он, крепко пожимая мне руку, — это просто ангел!

— Отчего? — спросил я с видом чистейшего простодушия.

………………………………………………………………………………

До слов: ..вряд ли, говорю, найдется такой молодой человек , который бы не был этим поражен неприятно».

Вопросы для анализа образа главного героя:

— Искренен ли Печорин в разговоре с Грушницким?

— Почему?

— Что движет Печориным?

— Что заставляет его лгать?

Учитель кратко: Печорин решает добиться любви княжны Мэри, но не обычным способом.

Фрагмент 9.

«После обеда часов в 6 я пошел на бульвар: там была толпа; княгиня с княжной сидели на скамье, окруженные молодежью, которая любезничала наперерыв… ……………. До слов: …несколько раз ее взгляд, упадая на меня, выражал досаду, стараясь выразить равнодушие…»

Вопросы для анализа образа главного героя:

— Зачем Печорин так ведет себя?

— Чего он хочет в данный момент?

— Чего он хочет добиться в дальнейшем?

Фрагмент 10.

» В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись. Княжна меня решительно ненавидит………. До слов: Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический».

Вопросы для анализа образа главного героя:

— Зачем Печорин все это делает?

— Искренен ли он?

— А как воспринимает его поведение княжна Мэри?

— Считает ли она поступки Печорина искренними?

Фрагмент 11.

«Я внутренне хохотал и даже два раза улыбнулся, но он, к счастию, этого не заметил. ……………..до слов:….я хочу, чтобы он сам выбрал меня в свои поверенные, — и тут-то я буду наслаждаться…»

Проблемная ситуация:- Чем собирается насладиться Печорин?

— Зачем ему откровенность Грушницкого?

— Если так, воспринимает ли Печорин его всерьез?

Работа над образом Веры. .

Фрагмент 12.

«………..родственница княгини по муже, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная…Не встретили ль вы ее у колодца?………. до слов:..Я глупо создан: ничего не забываю, — ничего!»

Вопросы к классу: — Почему Печорин просит отозваться о нем дурно?

— Что он чувствует по уходе доктора?

— Искренен ли Печорин сейчас?

— Чего не может забыть Печорин?

Любовь Демона.

Слово учителя: Я предлагаю вам снова вернуться к поэме Лермонтова «Демон». Посмотрим, каким становится Демон, вновь испытав чувство любви.

Фрагмент 13 + слайд.

Демон.

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

…………………………………….

…………………………………….

До слов: И мир в неведенье спокойном

Пусть доцветает без меня!

— Какие желания пробудились в ранее «бесплодной» груди Демона?

Фрагмент 14.

— Каким предстает Демон перед Тамарой?

— Можно ли сказать, что он прост, однолинеен?

Демон.

Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине,

Чья мысль душе твоей шептала,

Чью грусть ты смутно отгадала,

…………………………………..

…………………………………..

До слов: Стараться все возненавидеть

И все на свете презирать!

— Какое чувство пробуждает в нем любовь?

— Зачем Демону нужна любовь?

Теперь посмотрим, как воспринимает его слова Тамара.

Тамара.

Кто б ни был ты, мой друг случайный, —

Покой навеки погубя,

Невольно я с отрадой тайной,

Страдалец, слушаю тебя.

………………………………………….

………………………………………….

До слов : Ужель ни клятв, ни обещаний

Ненарушимых больше нет?…

— Какое предчувствие терзает ее?

Фрагмент 15 — поцелуй Демона + слайд.

11

И он слегка

Коснулся жаркими устами

Ее трепещущим губам;

……………………………..

……………………………..

До слов: И безнадежное прощанье —

Прощанье с жизнью молодой.

Вопросы к классу: — Какой оказалась любовь Демона для земной девушки?

— Понимал ли Демон, что губит ее?

Любовь Печорина.

Фрагмент 16 — поцелуй Печорина.

«Я ехал возле княжны; возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. Горные речки, самые мелкие, опасны, особенно тем, что дно их — совершенный калейдоскоп………… до слов:

— Хотите ли этого? — продолжала она, быстро обратясь ко мне…В решительности ее взора и голоса было что-то страшное…

— Зачем? — ответил я, пожав плечами. «

Вопросы для обсуждения: — Подумайте, почему объяснение происходит в этом месте?

— Изменилось ли ваше мнение о герое?

— Если да, то что повлияло на это?

— Кто он для вас сейчас?

Фрагмент 17 — последнее объяснение Печорина с княжной.

«Я стоял против нее. Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться……. До слов: — Я вас ненавижу, — сказала она «.

Вопросы для обсуждения: — За что княжна его ненавидит?

— Как бы вы оценили поступок героя?

— Кто же он на самом деле?

Фрагмент 18.

Проблемная ситуация: — Почему Печорин так поступает?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!………………………..до слов: Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности».

Самостоятельная работа: — Какие качества души Печорина роднят его с Демоном? Выделите в тексте.

Фрагмент 19 + кадр «Азраил» + М. И. Глинка. Фуга ми бемоль мажор + кадр «Серафим» + кадр «Демон сидящий»

Слово учителя: — Теперь посмотрим, каким предстает перед нами Демон в конце поэмы, после смерти любимой.

16

Он был могущ, как вихорь шумный,

Блистал, как молнии струя,

И гордо в дерзости безумной

Он говорит: «Она моя!»

………………………………………..

………………………………………..

До слов: Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!…

Вопросы для обсуждения: — Какие чувства испытывает Демон сейчас?

— Подумайте, нет ли чего-то общего в любви Демона и Печорина?

— Почему гибнет Бэла и находится практически на краю смерти княжна Мэри?

Фрагмент 20.

Самостоятельная работа: Сопоставьте этот фрагмент с тем, как оценивает последнее объяснение с Мэри Печорин.

» Я иногда себя презираю…не оттого ли я презираю и других?…Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе…двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? Что мне в ней?

Куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего?..Право, ровно ничего.

— Какие чувства владеют Печориным?

— Чего он ждет от дальнейшей жизни?

Фрагмент 21.

Сообшение уч-ся: в Утро дуэли с Грушницким Печорин в разговоре со своим секундантом доктор Вернером открывает ему часть своей души.

«Из жизненной бури я вынес только несколько идей — и ни одного чувства. Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия.

Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй… второй?..

Вопросы для обсуждения:

— Удивило ли вас что-либо в реплике Печорина?

— Искренне ли он говорит сейчас?

— Обратите внимание на ключевые фразы.

— Только ли свои поступки разбирает и судит Печорин?

— В таком случае, кем же были для него Грушницкий, княжна Мэри, даже Бэла?

4. Домашнее задание: тема урока — это тема для вашего эссе. Кто же такой Печорин? Кем вы его считаете?

5. Итоги, оценки.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект интегрированного урока литература + МХК для 9 класса «Печорин — кто вы?»