Консультация перед экзаменом
В этом году учителя литературы оказались в условиях доселе небывалых: заранее открыты темы выпускных сочинений. Нужно воспользоваться преимуществами сегодняшнего положения для того, чтобы рационально организовать подготовку к сочинению и помочь ученикам выступить как можно лучше. Мы можем не торопясь обдумать формулировки и заранее посоветовать детям подходящий для них тип тем, определить необходимый объем повторения. И просто обязаны предостеречь детей от выбора тем неудачных .
Больше всего ясности с темами по литературе XIX века.
Так что в оставшееся время, может быть, стоит именно на главных произведениях девятнадцатого века и сосредоточить учительское и ученическое внимание. Конечно, в каждом классе есть ученики, которым лучше всего удаются Сочинения определенного вида и при этом не так уж важно, по какому произведению их писать. Но ведь и анализ эпизода, и рассказ о герое, и рассмотрение отдельного элемента поэтики требуют хорошего понимания целого, и поэтому вряд ли целесообразно приступать к проработке отдельных тем раньше, чем будут повторены основные комплексы идей и важнейшие элементы стиля, характерные для писателя.
Остановимся подробнее на некоторых типах тем.
Под № 1 в каждом комплекте значится тема сопоставительного характера. Напомним своим ученикам: самое бессмысленное, что можно сделать в сочинении-сопоставлении, — это рассказать сначала все, что знаешь, про первый объект сравнения, а потом то же проделать со вторым. Прежде чем начать писать свой текст, автор сочинения должен уяснить, почему предложенные объекты вообще можно сравнивать, по каким признакам и с какой целью это стоит делать.
А потом выбрать для себя более удобную последовательность изложения мыслей. Можно, руководствуясь перечнем важных признаков как планом, сначала представить первый объект сравнения, а потом, с оглядкой на первый, по тому же плану говорить о втором, но обычно убедительнее выглядит текст, в котором параллельно рассматриваются оба объекта. Разумеется, сочинение не должно оставаться развернутым перечнем — прейскурантом признаков, оно обретает смысл, когда сравнение ведет к важным выводам.
И только слабую троечку может заслужить вывод о том, «похожи» или «непохожи» объекты сравнения.
Мы говорим обобщенно «объекты», потому что сравнивать в разных вариантах предстоит разное. В большинстве случаев предлагается сопоставить персонажей одного произведения — тут важно выявить, какая проблема решается, какая авторская мысль проясняется в таком сравнении. Обязательно подняться над сравниваемыми персонажами и увидеть, например, в сравнении Наташи с Соней, княжной Марьей или Элен выражение толстовских представлений о настоящей жизни и его «мысль семейную».
Если сравнивается главный герой с второстепенными, наверное, сравнение помогает прежде всего понять главного героя. Если для сравнения привлекаются произведения разных авторов, очень важными могут оказаться время написания произведений, жанр, общественная позиция писателей, а выводом может быть разная степень сложности образов, большая или меньшая идеологическая заостренность или существенное родство при разнице во времени создания. Например, сравнивая поместное дворянство в «Евгении Онегине» и «Мертвых душах», надо не только заметить роднящую помещиков у Пушкина и Гоголя ограниченность, но и разный подход к изображению: у Гоголя гротескные фигуры, «мертвые души», у Пушкина — объемное изображение, множественность точек зрения .
В некоторых вариантах предлагается сравнить фрагменты произведений — эпизоды, в которых участвуют одни и те же персонажи: «Онегин в Петербурге «, «Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем». Здесь важнее всего, наверное, проследить за изменениями в состоянии и/или взаимоотношениях героев, но уместными будут и наблюдения за пейзажем и интерьером, за интонацией рассказчика и пр.
Обратим внимание на то, что в разных вариантах даже те темы, которые предлагают сравнить персонажей одного произведения, сформулированы по-разному. Иногда появляется комментарий, подсказывающий аспекты рассмотрения и сужающий поле сравнения, например «два женских типа и две судьбы», «народные заступники», «герои-антиподы» или «тема судьбы в романе» . А есть темы, в которых приводятся только имена персонажей и названия произведений. Думается, что осмысленное рассмотрение средств создания образа, наблюдения над стилем не повредят работе, на какую бы тему она ни создавалась.
Дадим нашим выпускникам практический совет: если конечная цель сопоставления видится как обобщение сходных явлений, лучше сначала писать о том, чем эти явления различаются. Например, разговор о Ермиле Гирине и Якиме Нагом стоит начинать не с сообщения о том, что они оба — народные заступники , а с того, как по-разному они представлены в поэме Некрасова: об одном народ рассказывает как о счастливце и человеке незаурядном, о нем спорят, обсуждают отдельные эпизоды его жизни; другой не совершает никаких поступков в помощь крестьянам, появляется перед странниками «пьяненький мужик» и произносит страстный и убедительный монолог о народной судьбе. И наоборот, сначала нужно показать, чем похожи явления, разница между которыми кажется автору более существенной, чем сходство…
Еще одно замечание. Сопоставительные темы очень неравнозначны по объему анализируемого материала , а примерный объем экзаменационной работы, как и время, отпускаемое на ее создание, разумеется, определены без учета этого обстоятельства. Поэтому очень важно, чтобы выпускники осознавали, какую степень подробности и конкретности они могут себе позволить в каждом случае, но не забывали при этом, что отсутствие в сочинении опоры на текст, доказательств и примеров обесценит даже самые глубокие и интересные мысли.
К сожалению, в список первых тем вкралась по крайней мере одна «Елизаветъ Воробей»: «Тема чести и бесчестья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»» является не более сопоставительной, чем любая другая вообще, например проблемная. А писать на безусловно сопоставительную тему «Софья и Лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы» я бы отсоветовала своим ученикам из-за недостатка материала, предоставляемого комедией: что можно сказать о судьбе служанки Лизаньки?
Уже поэтому не стоит заранее жестко определять, тему под каким номером ученик должен брать во что бы то ни стало.
О темах третьего и четвертого типов в последнее время много писали на страницах газеты «Литература», там же публиковались и удачные ученические работы. Поскольку формулировки «Анализ эпизода» и «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения» хорошо известны учителям и ученикам, останавливаться на них не будем; напомним только, что эти темы тоже требуют внимания и к тому, что сказано, и к тому, как сделано, то есть и к идеям, и к художественным особенностям.
Несколько сложнее дело обстоит с темами пятого типа, требующими «создания литературно-критического очерка о той или иной особенности художественного текста». Есть темы, давно освоенные школьной методикой, и добросовестные ученики должны справиться с осмысленным изложением особенностей композиции таких произведений XIX века, как » Герой нашего времени» или «Мертвые души», да и романы второй половины века дают достаточно материала для рассказа о соотношении частей, расстановке образов, роли вставных историй, отступлений, снов, диалогов и разного рода описаний — из этих элементов и складывается представление о построении произведения. Менее привычная широкая тема «Особенности стиля одного из русских писателей XIX века» тоже не должна нас отпугивать.
Позволим себе несколько выписок из «Энциклопедического словаря юного литературоведа»: «Стиль — это единство художественных приемов, характерное для отдельного произведения или всего творчества писателя…»; «Для того чтобы разобраться в стиле писателя, надо присмотреться к тому, как преобразуются по законам этого стиля язык, предметный мир, житейские и исторические события, мир абстрактных истин и суждений, нравственно психологический мир человека. Резоннее всего начинать с языка, поскольку отпечаток стиля здесь всего отчетливее, а затем идти по остальным уровням». В других вариантах предлагается более обстоятельное рассмотрение одного приема или одного типа описания, но и это в большинстве случаев не вызывает недоумения.
Важно только, чтобы особенности поэтики так или иначе связывались с главными проблемами произведения. Для широких тем рамки одного произведения выглядят вполне оправданными.
Однако некоторые формулировки содержат двойные ограничители и становятся чересчур узкими. Например, тема «Интерьер как средство характеристики героя», строго говоря, провоцирует автора сочинения расширять работу путем подбора множества примеров, иллюстрирущих один-два тезиса . Думается, не следует считать недостатком работы, раскрывающей литературоведческое понятие, некоторое расширение темы, в том числе и обращение более чем к одному произведению или даже к произведениям разных авторов.
В этой группе есть и темы неопределенно широкие и не имеющие отношения к сугубо литературоведческим понятиям — такие как «Мастерство писателя в изображении истории», «Мастерство изображения народной жизни» и даже «Мастерство реалистического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XIX века». За последнюю из них браться ученикам, скорее всего, и вовсе не стоит, а предыдущие раскрыть можно, но хорошо бы не поддаться на провокацию и избежать бестактных похвал в адрес писателя, к которым подталкивает слово «мастерство», при этом не забывая оперировать такими понятиями, как «интерьер», «речевая характеристика», «фольклор», «исторический документ» и т. п. Явная «Елизаветъ Воробей» этой группы — «Многообразие тематики одного из произведений русской литературы XIX века».
Группа тем под № 6 почти буквально повторяет предыдущую, хотя рассчитана на анализ произведения литературы ХХ века.
Гораздо больше сложностей порождают формулировки под № 2, предназначенные только для литературы ХХ века. Во-первых, ряд тем невозможно раскрыть, опираясь только на произведения, включенные в программы по литературе. Особенно очевидно это, когда речь идет о поэтическом творчестве. Во-вторых, создается впечатление, что цитаты во многих темах второй группы выбраны произвольно, их единственная функция — намекнуть на произведение и автора, которые тут же названы в скобках. Очень трудно определить направление работы по теме «О Русь, взмахни крылами!» или «Без имени — нет человека».
Из-за такой неопределенности любое сочинение на вторую тему оказывается уязвимым. Жаль, если из-за естественных опасений и робости перед медальными комиссиями наши лучшие ученики, любители непростой поэзии ХХ века, откажутся писать о ней. Лучше договоримся, что умное, со знанием дела написанное эссе о творчестве поэта заслуживает высокой оценки, даже если процитированное в теме произведение лишь упомянуто и автор сочинения не стал тратить сил на почетное размещение цитаты в своем тексте.
Как бы то ни было, мы уже сделали для своих учеников почти все, что могли. Будем надеяться, что и они смогут многое, а новые условия проведения экзамена только подкрепляют наш умеренный оптимизм. Пожелаем же успехов друг другу и нашим выпускникам!