Жизненный и творческий путь Ю. Бондарева
Талант Бондарева произрастает из могучего корня духовной культуры русского народа. Его творчество заслужило поистине мировое признание — его произведения переведены более чем на 60 языков. Жизнь Юрия Бондарева сложилась, кажется, удачно. Почти безоблачное детство, юность, обожженная войной, учеба в литературном институте, первые рассказы и повести, затем стремительный взлет, всеобщее признание, мировая известность. Везение», счастливая судьба в творчестве…
А за всем этим идет невидимая постороннему глазу, громадная, напряженнейшая
Поколение Бондарева было призвано пройти тягчайшие испытания без подготовки, буквально со школьной скамьи. День Победы он встретил в Оренбурге курсантом Чкаловского артиллерийского училища. Обучение было рассчитано на три года, но Бондарев был выпущен раньше, к концу 1945 г., ему присвоили звание младшего лейтенанта и демобилизовали по ранению . В принципе, он мог бы остаться в армии, но обстоятельства внешние совпали с внутренним
Он хотел вернуться в Замоскворечье, в светлый и нежный мир детства и юности. Домой младший лейтенант Бондарев вернулся в декабре 1945 г., под самый Новый год. Первые 8 месяцев 1946 г. он внутренне метался, прикидывал на себя десятки профессий и занятий, но душевного успокоения, чувства определенности не находил. Все решил случай: старый товарищ полистал тетрадку с его набросками, рассказами о войне, и сказал: «Да ты ж писатель!
Какая такая шоферская школа, какой, к черту, авиационно-технологический? Бросай все и беги в Литературный, тут и думать нечего, котенку ясно — писатель!» Его приняли. Тверской бульвар, 25, Литературный институт при Союзе писателей имени Алексея Максимовича Горького, творческий семинар самого Константина Паустовского.
Студенту Бондареву довольно быстро удалось войти в ритм обучения, усвоить требования преподавателей. Он стал жаден до литературных знаний, а здесь говорили об истории разных литератур и о теории литературы едва ли не на каждом занятии. На экзамене этот пытливый и серьезный студент получал почти неизменную пятерку и стал вскоре обладателем повышенных стипендий, что было для него весьма существенно в материальном отношении. В 1953г. вышел сборник «На большой реке», в 1958 г. — «Трудная ночь», 1962 г. — «Поздним вечером».
Самых первых, начальных рассказов Бондарева мы не знаем вовсе, в печати они не бывали. Тем не менее они существовали в институтской среде, ценились. Первый из опубликованных рассказов — «В пути» — появился в журнале «Смена» в 1949 г., когда Бондарев учился на 3-м курсе. А там и пошло: рассказы в «Огоньке», «Октябре», «Советском воине», «Крестьянке», «Молодой гвардии». «Юрий Бондарев — талантливый молодой писатель со своей темой и своеобразной манерой письма», — так говорил его руководитель, писатель Паустовский. В 1951 г. Бондарев получил диплом с отличием.
Ему пророчили судьбу мастера короткого рассказа. Он и сам в то верил и в том был убежден. Бондарев упорно и самозабвенно работал над но выми рассказами и беспощадно правил «старые», уже опубликованные. Рассказы «Простите нас!», «Игра», «Клара», «Скворцов» отличались от вышедших в сборнике «На большой реке». Рассказы — это было для него тогда самое главное.
На всю жизнь. Первая же повесть началась случайно, попутно с рассказами, и была опубликована в 1956 г. Называлась «Юность командиров». Пока «Юность командиров» проходила свой путь в издательстве, автор пережил состояние творческого взрыва. Что ему эти рецензии на первую повесть, что сама эта повесть?! Он писал книгу, которая придет через год к читателю под заглавием «Батальоны просят огня».
Повесть «Батальоны просят огня» родилась от живых людей, от тех, с которыми автор встречался на войне, с которыми вместе шагал по дорогам Сталинградских степей, Украины и Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, ел пропахшие гарью и немецким толом помидоры и делился последним табаком. «Батальоны просят огня»многому научили даже самых маститых писателей. Человеческое в человеке, человеческое в труднейших, нередко именно в античеловеческих условиях войны, живое, горячее, трепетное, очень похожее и бесконечно разнообразное — вот что берет за душу сегодня более всего в повести «Батальоны просят огня» . О солдатах, сержантах, лейтенантах, капитанах, полковниках думается, когда читаешь книгу. Ведь воевали — сегодня-то мы это отчетливо сознаем — не некие абстрактные массы, воевали люди, каждый из которых имел свое лицо, имел свою судьбу. Ерошин — офицер, командир взвода, он мечтает о подвигах. Ерошин хочет казаться бывалым и отчаянным, смелым и решительным, уже будучи офицером, он все еще не может избавиться от детской привычки играть в командира.
И если сам он этого еще не понял, то окружающие видят и чувствуют его боевитость. Ерошин обладает такими душевными качествами, как доброта, честность, отзывчивость. Ерошин для бойцов — не только комвзвода, он еще и живое, напоминающее о родных и близких.
Рядом с ним легко вспомнить детство, школу и первую любовь. Рядом с ним оттаивает загрубевшая во фронтовых буднях душа. Да ведь люди и на войне жили!
Любили и ненавидели, грустили и радовались, мечтали и спорили, надеялись и сомневались, взрослели и менялись! Что бы там ни случилось, как бы там ни было, все равно жизнь остается жизнью, а человек человеком. И великая заслуга той литературы, что «вышла» из бондаревских «Батальонов…», как раз в том и состоит, что мы благодаря ей вглядываемся в жизнь человека и человеческое на войне, постигаем общечеловеческое, «вечное», непреходящее.
В окопах, землянках, на огневой и в бою человек познается скорее, здесь живет своя тайна.