Детство, дом, добро

Добрая сказка с хорошим концом, Где-то погасла звезда над прудом… Встану под вечер над миром притихшим, Снова твой ласковый голос услышу, Милая Мама, милая мама, милая мама… Из песни моей юности

На раздумья о вступительном уроке литературы в 7-м классе по обозначенной теме меня натолкнул рассказ коллеги-литератора Е. В. Никульченковой. В конце третьей четверти, на уроке внеклассного чтения в 6-м классе, посвященном анализу повести В. Г. Короленко ” Дети подземелья” , учащиеся сделали интересный вывод: у Валека и Маруси, детей пана Тыбурция, живших в развалинах и далеко не всегда имевших на обед тарелку супа с куском хлеба, была семья, Дом, пусть и весьма странный в глазах добропорядочных граждан, а у Васи, сына судьи, жившего весьма обеспеченно, никогда не знавшего чувства голода и отсутствия крыши над головой, после смерти матери семьи и дома по сути не стало. Отец содержал мальчика материально, но – в своей тоске об умершей жене – был к сыну совершенно равнодушен.

Именно отсутствие родительской ласки и привело ребенка в “дурное общество”, где он познал радость

общения с людьми, ставшими ему близкими.

Полагаю, что продолжить разговор на тему дома и семьи у ребенка можно в самом начале 7-го класса, дав этим эмоциональный заряд учащимся для постижения литературных произведений в течение последующего учебного времени. Перед летними каникулами ученикам предлагается, читая новые для себя книги и вспоминая то, что уже прочитано, провести наблюдения за характерами героев и окружающим детей миром, что впоследствии поможет семиклассникам стать активными участниками первого урока учебного года на тему “Мир дома и детства в художественных произведениях”. Можно напомнить, что они уже знакомились с повестью Л. Н. Толстого “Детство”, рассказом Ф. М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”, читали фрагменты из романа И. А. Бунина “Жизнь Арсеньева” и повествования И. С. Шмелева “Лето Господне”, анализировали некоторые главы из книги В. П. Астафьева “Последний поклон”, стихи русских поэтов , где с разных сторон раскрывается тема дома и семьи. Хорошо, если учащиеся вспомнят и произведения зарубежной литературы: “Девочку со спичками” Андерсена, “Приключения Тома Сойера” и “Приключения Гекльберри Финна” М. Твена, “Расмуса-бродягу” А. Линдгрен и др. Таких книг много.

Главная задача учеников – не “утонуть” в материале, отобрать наиболее интересные, с их точки зрения, произведения, уже известные и прочитанные в течение лета, для раскрытия темы урока. Им предлагается ответить на главный вопрос: как соединяются в произведениях такие понятия, как Дом, добро, детство?

Ученики должны творчески подойти к решению этой задачи. Они могут выбрать разные пути. Это может быть сравнительная характеристика героев, выявление особенностей их характеров, мотивации поступков, взаимоотношений с окружающим миром. Так, например, можно сравнить Николеньку и Тему и проследить, как в дворянских семьях, имеющих примерно один достаток и живущих почти в одно и то же время, происходит воспитание детей, как складываются отношения маленьких героев со взрослыми, какие мысли и чувства одолевают малышей, как дети познают мир.

Можно подобрать иллюстративный живописный материал, фрагменты музыкальных произведений; если возможно, фрагменты из кинофильмов и телеспектаклей , это сделает размышления учеников более яркими, подкрепленными интересными аргументами. Можно раскрывать тему на сравнении героев произведений, созданных в разное время и описывающих жизнь различной социальной среды.

Так, на наш взгляд, было бы интересно сравнить внутренний мир Вани Шмелева и Вити . Первый живет в Москве конца 70-х годов ХIХ века , он сын популярного замоскворецкого подрядчика и благотворителя С. И. Шмелева, в большой семье которого пятеро детей, и до рождения сестры Катюши Ваня – самый младший. Но своей семьей шестилетний ребенок считает не только родителей, братьев и сестер; это и старичок Горкин, “сама правда”, и приказчик Василь Василич, и рабочие, живущие рядом, которых Шмелев-старший нанимает для выполнения подрядов. И хотя в этой большой семье не обходится без неприятностей и даже ссор, для маленького Вани жить рядом с этими людьми, ощущать их заботу и ласку, воспринимать добро, сотворенное ими, – это настоящее счастье. Жизнь Витьки из далекой сибирской деревни, расположенной на Енисее, приходится на конец 1920-х – начало 1930-х годов. Он рано лишился матери, а отец, которого сын много лет спустя, будучи уже взрослым человеком, писателем, с горькой усмешкой назовет “забубенная головушка”, перебирался с места на место в поисках легкой жизни, забыв о сыне.

И все же учащиеся вспомнят, что ребенок не обделен вниманием и заботой: в его жизни есть чудесные люди – бабушка Катерина Петровна и дед Илья, которые не только кормят, одевают-обувают мальчика, но и – что не менее важно – учат его познавать окружающий мир, закладывают в его душу начатки доброты и мудрости.

Сравнивая маленьких героев, столь разных и в чем-то очень похожих, ученики на конкретных примерах могут размышлять о добре, о нравственности и, конечно же, о таких понятиях, как Дом, семья. Возможно, кто-то из учащихся, обращаясь к произведениям зарубежной литературы, захочет сопоставить персонажей книг М. Твена, Г. Мало или А. Линдгрен с их сверстниками – героями русской литературы. Конечно, сорванцы из далекого американского городка, названного в честь северной российской столицы, живут и действуют по своим правилам, и окружают их взрослые, непохожие на русских, но в чем-то главном и проказник Том Сойер, и трогательно заботящийся о беглом негре Джиме Гек Финн похожи на русских мальчишек из книг Шмелева и Куприна , В. Астафьева и В. Распутина.

Пусть школьники, занимаясь чтением, подумают над вопросом: а в чем же это сходство?

И в русской поэзии ученики встречались со стихами, в которых непосредственно или опосредованно звучал мотив Дома и Семьи. Может быть, им вспомнится стихотворение М. Ю. Лермонтова “Листок”. На первый взгляд, оно не имеет отношения к теме урока.

Но только на первый. Если вдуматься, то бесприютный и бездомный листок, оторвавшийся от ветки дуба, брошенный вихрем в странствия, так напоминает современных детей, волею судьбы расставшихся с родным домом. Крутит их в житейском вихре, как сорванные, никому не нужные листья, которые воспитанным отпрыскам благополучных семей “не пара”. Куда вынесет?

Может, все-таки не обойдет их стороной Добро?

Как видим, материалов для раскрытия темы очень много просто нужно вспомнить прочитанные книги, журнальные и газетные статьи, просмотренные фильмы и спектакли и поразмышлять над прочитанным и увиденным. А если тема заинтересует учеников глубоко, можно уже в учебном году провести исследование по проблеме “Детство, дом, добро в художественной литературе”, конкретизировав материал для работы. Может быть, такой урок не только проверит знания школьников в области литературы, но и сделает их добрее и человечнее.




Направления литературы эпохи просвещения.
Сейчас вы читаете: Детство, дом, добро