Стихотворение Некрасова «Рыцарь на час»
Еще в 1860 году поэт Некрасов задумал большую автобиографическую поэму «Рыцарь на час» с главным героем Валежниковым. Но в печати появились только два отрывка из нее: первая часть поэмы под названием «На Волге » и стихотворение, которое сейчас известно под названием «Рыцарь на час». По первоначальному плану оно составляло четвертую главу и называлось «Бессонница».
Основной смысл стихотворения заключен в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу борьбы за свободу угнетенного
Стихотворение написано трехсложным размером — анапестом, что придает ему особую напевность, плавность. В нем можно выделить три смысловые части. В первой из них рисуется картина осенней природы, сельский пейзаж, отдыхающий после уборки урожая. Поэта радуют сильные крылья вспорхнувшего со стога ястребенка,
Некрасов предстает перед читателем талантливым лириком, умеющим живописать дорогой ему мир русской деревни. В природе он ощущает себя сильным и свободным: Мысли свежи, выносливы ноги. Отдаешься невольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть И великое чувство свободы Наполняют ожившую грудь; Жаждой дела душа закипает… Природа и земля вызывают отрадное чувство, а речь поэта изобилует крестьянской лексикой: «деготьком потянуло с дороги», «родина-мать», «скирды», «стога», «кормилица наша». Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи.
В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени, причудливые видения. Вместе с тем, в описании природы Некрасов близок лучшим русским поэтам-философам: Тютчеву, Фету. Он создает прекрасные звукописные образы: «даЛь гЛубоко прозрачна», «месяц поЛный пЛывет», «в небе цвета гоЛубой, беЛоватый, ЛиЛовый», «земЛя прихотЛиво одета в воЛны беЛого Лунного света». Эта аллитерация звука «л» создает особый образ ласковой природы. Именно поэтому вторая часть стихотворения выступает своеобразной антитезой первой, так как настроение поэта приходит в противоречие с картиной умиротворенной природы.
Ему не спится, «над душой воцаряется мгла, ум, бездействуя, вяло тоскует». Герой думает «невольную», «жестокую» думу, от которой может спасти только свидание с матерью. Поэтому центральный образ второй части стихотворения — это образ матери, чью могилу мысленно посещает благодарный сын.
Так образ матери начинает сливаться с природой, становясь, таким образом, частью вселенной . Мать так же, как и природа, оберегает своих детей. Лирический герой просит защитить его: Я гибну — и ради спасения Я твою призываю любовь! Образ матери расширяется и становится символом опеки и мудрости, почти богом, который может указать человеку его верный путь: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Третья часть стихотворения отделяется от второй не только графически — многоточием и подзаголовком «Утром, в постели». Между второй и третьей частями — временной промежуток, позволивший лирическому герою осмыслить свои ночные размышления, что ассоциируется с философскими строками пушкинских «Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы».
Доминанта настроения третьей части — сожаление, уныние. Лирический субъект понимает, что ночью он пребывал в волшебной власти «возвышающей душу природы». А утром, наяву, он пугается своего бессилия, унылого дня.
Финальный аккорд стихотворения звучит голосом вопиющей совести, голосом, который герой глушил в себе во время своей ночной прогулки. Теперь этот голос, подобно «черному человеку», насмешливо затягивает свою «злую песню». Он упрекает «ничтожное племя» в бездействии, как Лермонтов своих современников в «Думе».
Горькой иронией, упреком и сожалением звучат последние строки: Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано… Для Некрасова 60-е годы — тяжелое время: закрытие «Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей. Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, их мечты утопичны.
Об этом и страдает поэт.