Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова
«Мцыри» — одна из составляющих цикла прекрасных произведений М. Ю. Лермонтова о жизни Кавказа. Пожалуй, в творчестве поэта нет более сильного произведения по накалу эмоций человеческой личности. Трагический романтизм отдельной судьбы — наверное, так можно охарактеризовать ту нить, из которой сплетается образ главного героя с необычным именем, ставшим нарицательным за годы существования произведения.
Лермонтов очень любил Кавказ, бывал там не единожды, и многое, что связано с этим уголком Земли, оставило неизгладимый след в душе
На поэта произвел неизгладимое впечатление рассказ послушника о том, как он еще в детстве был взят в плен русским генералом, который вез его как диковинку или трофей для прислуживания в своем доме. По дороге ребенок заболел и пришлось оставить
Впечатлившись, Лермонтов пишет поэму «Мцыри», использовав монаха в качестве прообраза главного героя, за исключением одного: Мцыри у Лермонтова так и не смирился с тем образом жизни, который ему уготовила судьба.
Однажды русский генерал Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез. Тот занемог, не перенес Трудов далекого пути; Он был, казалось, лет шести…
Поэма рассказывает о трех днях из жизни монастырского пленника, проведенных на свободе после побега из неволи. Основная часть произведения представляет собой монолог умирающего главного героя в виде исповеди перед своим наставником.
Многие аналитики считают ударом судьбы для Мцыри — ограничение его свободы как представителя вольнолюбивого народа. Скорее, основная трагедия заключается в том, что юноша еще ребенком был оторван от своей большой семьи, от окружающей его родной природы, традиций и языка. У кавказских народов очень высоко развит дух семьи и родственных отношений.
Трепетное отношение к старшим, чувство семейной сплоченности, неразрывная связь с братьями и сестрами — все это впитывается практически с пеленок. Так как главный герой попал в плен в сознательном возрасте, для него отрыв от этих устоев стал трагедией всей жизни, которую он так и не смог преодолеть.
Я никому не мог сказать Священных слов «отец» и «мать».
Цель побега для юноши — не только попытка возвращения в свою семью и быт, который он не в силах забыть за столько лет, но и желание соприкоснуться с природой, которую он начал уже забывать за стенами монастыря.
Встреча с молодой грузинкой еще больше подчеркивает ностальгию Мцыри по дому, семье и своему окружению. Лермонтов невольно противопоставляет образы одинокого пленника и юной горянки, пришедшей по воду к реке. Девушка полна жизни, она сама природа, и Мцыри с тоской смотрит, как юная грузинка скрывается за дверями сакли, поглощенная делами и жизнью своей семьи.
Накал эмоций, полученных за день, проведенный на воле, настолько силен, что дают Мцыри нечеловеческие силы для борьбы с горным барсом, встреченным при свете луны. Юноша настолько впечатлен внезапно обретенной за столько лет свободой, что даже стая хищников не смогла бы ему помешать выйти из этой борьбы победителем. Он сам хищник в данной ситуации.
Огромное животное не смогло противостоять человеку, вылившему на него весь накал страстей и терзаний, накопленных за годы одиночества.
Умирая, Мцыри сокрушается о том, что так и не увидел вновь при жизни своих родных, и что смерть была бы легче для него, если бы его оплакивала родная душа.
И стану думать я, что друг Иль брат, склонившись надо мной, Отер внимательной рукой С лица кончины хладный пот…
Писатель В. Г. Белинский в своем отношении к герою Лермонтова подчеркивал невероятный могучий дух Мцыри, его огненную душу и исполинскую натуру, которые даны только исключительным людям.