М. Ю. Лермонтов в поиске своего места в поэзии
М. Ю. Лермонтов очень рано осознал себя поэтом, «певцом свободы» с мятежной душой. В своем творчестве Михаил Юрьевич часто обращался к теме поэта и поэзии, самые известные из стихотворений на эту тему — «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк», «Пускай поэта обвиняет…», «Нет, я не Байрон…». С течением времени в творчестве Лермонтова развивался реализм, и взгляды на эту тему постепенно менялись. В ранней лирике Лермонтов создает романтический образ поэта, вдохновленного небесами,
Этот избранник небес одинок и изгнан, его смерть патетически торжественна, это — вызов . Мятежность и беспокойство ума и сердца кажутся юному Лермонтову непременным атрибутом истинного поэта. Лирический герой его раннего творчества рефлексирует, познавая мир, поэтому главный жанр стихов в это время — исповедь. В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение, с которого начинается новый этап раскрытия темы поэта и поэзии — «Смерть поэта». Поэт здесь показан чуждым обществу, а гибель его — это не что иное, как приговор судьбы.
Лермонтов говорит
В поздний период творчества Лермонтов находится в поиске своего места в поэзии, в обществе, предчувствуя смену века поэзии веком прозы. Стихотворение «Нет, я не Байрон…», написанное в 1832 году, — лирическая исповедь, внутренний монолог героя. Лермонтов в поиске своего места в поэзии и задается вопросом: кто он? И делает вывод: Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране, Мой ум немного совершит; В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит. Он уже в восемнадцать лет четко знает свой жизненный п творческий путь и чувствует свою общность с Байроном, по в то же время осознает свою особенность: он «с русскою душой». Кто может, океан угрюмый, Твои изведать тайны? Кто Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или н и кто! Размышляя о тесной связи творчества и своей судьбы, поэт выбирает свой путь, руководствуясь своим мятежным духом, в его душе лежит «надежд разбитых груз», он одинок. Для того чтобы сильнее выразить одиночество поэта, его душа сравнивается с океаном. «Еще неведомый избранник» — может быть, посланник бога с иной сущностью, чем Байрон. В стихотворении звучит мотив избранности, подчеркнуто сравнение поэта с образом Христа. Уже здесь поэт предсказывает свою раннюю смерть , жалеет о том, что он может не успеть воплотить в жизнь все свои замыслы.
Поэт хочет исповедоваться, рассказать о себе «толпе», чтобы его поняли и отделили от Байрона. Лермонтов размышляет о смысле жизни, стремится к деятельному существованию, к подвигу. Когда трагически погибает А. Пушкин, Лермонтов по горячим следам пишет стихотворение, которое считается одним из лучших в русской политической поэзии. Его первая часть наполнена элегическими мотивами, рыданиями и волнением. Лермонтов говорит не только о гибели поэта и человека, но и о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы.
В этой борьбе вновь одержало победу зло. Погиб поэт — невольник чести, Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и с жаждой мести, Поникнув гордой головой. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один как прежде и — убит. Вторая часть стихотворения — негодование, гнев поэта.
Лермонтов смело обличает в смерти поэта придворную знать, защитников самодержавия, жандармов. На полях рукописи поэт рисует профиль начальника штаба жандармского корпуса Дубельта. Поэт-гений чужероден в среде завистников, которые губят его.
Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… — он мучений Последних вынести не мог…
Вторая часть стихотворения — обвинительная речь. Автор называет истинных виновников гибели великого поэта. Это «жадною толпой стоящие у трона Свободы, Гения и Славы палачи», «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов», которые расправились с декабристами вместе с Николаем I. Именно им надо бояться грозного суда потомков.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью — Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведну ю кровь.
«Смерть Поэта» — это и обвинение и реквием. За это стихотворение поэта сослали на Кавказ. В стихотворении 1938 года «Поэт» Лермонтов развивает тему поэта и толпы. В первой части рассказывается о боевом кинжале, теперь ненужном:
Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу.
… Теперь родных ножен, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный; Игрушкой золотой он блещет на стене — Увы! Бесславный и безвредный!
Во второй части участь поэта сравнивается с участью этого кинжала:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом, благоговенье? … Твой стих, как Божий дух, носился над толпой, И отзыв мыслей благородных Звучал, как колокол на башне вечевой. Во дни торжеств и бед народных, Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блестки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны…
Так же, как у Пушкина, в этом стихотворении у Лермонтова есть образ карающего кинжала. Его назначение и призвание поэта, по мнению Лермонтова, схожи. Поэзия в героическую эпоху была оружием, а потом стала просто красивыми словами. Бездействие не стихия того, кто властвовал над сердцами людей.
В стихотворении Лермонтов напоминает о том времени, когда слова поэта воспламеняли. Былые подвиги и слава оказались не вечными и теперь преданы забвению, общество презирает поэта. Лермонтов задается вопросом: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья’?
Называя поэта пророком, автор заимствует образ у Пушкина и указывает на то, что его поэзия от Бога. Принес ли поэт пользу в мире зла или его творчество останется в забвении? Именно этот критерий Лермонтов считает главным в жизни поэта.
Это и определяет отношение Лермонтова к теме Поиск своего места в поэзии. Тема предназначения поэта была продолжена в русской поэзии Н. Некрасовым, В. Маяковским, А. Ахматовой, Б. Пастернаком и др.