Образ Петербурга в комедии «Ревизор»

«Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах… словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной»,- писал присутствовавший на премьере гоголевского «Ревизора» П. Анненков. Публика была потрясена и обескуражена появлением такого дерзкого вызова реакционному режиму. Произведение Гоголя стало совершенно необычным и новым явлением в русской драматургии. Это первая реалистическая социально-политическая комедия.

В основе ее лежит общественный конфликт, тогда как любовная интрига занимает

подчиненное место и сводится к двум сценам объяснения Хлестакова в любви жене и дочери городничего. Автор высмеивает пороки не отдельных людей, а всего общественного строя, существовавшего в современной ему России.

Описанный в «Ревизоре» уездный город — это собирательный Образ, это вся Россия в миниатюре. По изобилию здесь всяких злоупотреблений его нельзя назвать реальным, но в то же время он типичен. Гоголю удалось в сравнительно небольшом творении отобразить все стороны русской жизни 30-х годов XIX столетия, все ее насущные проблемы.

На страницы комедии автор вывел все слои городского населения.

Это и чиновничество, и купечество, и мещанство, и городские помещики. Здесь отсутствуют лишь армия и духовенство, которые не подчинялись городским властям.

Миру чиновников писатель отводит главное место в комедии. Гоголевский город показан глазами чиновников. Автор воспроизводит картины их чиновной жизни и домашнего быта. Особенно ярко представлен образ городничего.

Этот образ, как и все другие, типизирован. Гоголь, описывая его, замечает, что «черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжкую службу с низших чинов». Антон Антонович Сквозник-Дмухановский предстает как идеал, который желают достичь все, кто начинает служебную карьеру.

Этот образ вобрал в себя черты, свойственные государственной власти современной Гоголю России. Весьма метко характеризует городничего письмо Андрея Ивановича Чмыхова, в котором он назван «умным человеком», потому что «не любит пропускать того, что плывет в руки». Антон Антонович умен по-житейски. Он знает, как надо подслужиться к начальству, как обращаться с подчиненными, чтобы не стать предметом ненависти и пересудов.

Так, он закрывает глаза на все беспорядки, царящие в государственных учреждениях и во всем городе: «Я и прежде хотел вам это заметить, но как-то позабывал». Очень выразительна и речь городничего. Он заискивает перед вышестоящими чиновниками и, наоборот, разговаривает грубо с городскими жителями, которые полностью от него зависят. В беседе с Хлестаковым, которого все принимают за ревизора из Петербурга, герой вежлив до подобострастия , тогда как в гневе на купцов он может обрушиться целыми потоками брани: «Что самоварники, аршинники, жаловаться?

Архиплуты, протобестии, надувалы мирские!» Гоголь показал городничего как вершителя судеб жителей города, таким образом обличая ничем не сдерживаемый произвол в масштабе всей России. Представляя пороки бюрократической системы, Гоголь не мог не сказать о взяточничестве. Одной репликой своего героя: «Смотри! не по чину берешь!» — ему удалось сформировать целую философию этого явления.

Все гоголевские чиновники берут взятки, которые часто проявляются не в денежном выражении. Ляпкин-Тяпкин, судья, заявляет: «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками».

В чиновничьей среде все знают о грешках каждого, в ней царит дух семейственности.

Одинаково безответственно относятся чиновники к своей службе. Каждый из них олицетворяет в комедии свою область социальной деятельности, которая стоит за ним. Автор специально вводит должность попечителя богоугодных заведений, которая имелась лишь в губернских городах.

Так он создает наиболее полную картину русской жизни 30-х годов XIX века. В каждой отрасли царит хаос и беспорядок. В больницах люди «выздоравливают, как мухи». Земляника, попечитель богоугодных заведений, заявляет: «…чем ближе к натуре, тем лучше,- лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Судье Ляпкину-Тяпкину городничий советует обратить внимание на присутственные места: «Там, в передней, куда обыкновенно являются посетители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами», а в самом присутствии «высушивается всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник». Почтмейстер распечатывает чужие письма, чтобы прочесть их ради удовольствия:

«Иное письмо с наслаждением прочтешь — так описываются разные пассажи… а назидательность какая… лучше, чем в «Московских ведомостях»». Такой же беспредел творится и в учебных заведениях.

В то время как в подведомственных им учреждениях господствует анархия, чиновники ведут самый праздный образ жизни: играют в карты, ездят на обеды, завтраки, охотятся. Под стать им и их жены и дочери. Женщины читают французские романы, занимаются своими нарядами, сплетничают. Они боятся выглядеть смешно перед петербургским человеком . У уездных дам, как и у их мужей-чиновников, есть идеал, к которому они стремятся,- это высший свет, Петербург, с его пышными нарядами, вычурной речью. Отсюда и подражательская сущность уездных барышень и дам.

Пытаясь быть во всем похожими на светских законодательниц мод, провинциалки теряют свое истинное лицо, поэтому их поведение выглядит неестественно и несколько смешно. Гоголь высмеивает эту порочную черту не только провинции, но и обеих столиц, так как и Образ Петербурга, и Москва во всем равнялись на стандарт западно-европейской жизни и тоже тем самым утрачивали свои национальные корни.

Представив на примере одного города всю картину русской действительности, Гоголь явился истинным новатором в русской литературе, изобразив один город, в котором сконцентрировались все характерные черты общественного строя России 30-х годов XIX столетия.

Сочинение на тему: Образ Петербурга в комедии » Ревизор»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Петербурга в комедии «Ревизор»