«Метель» А. С. Пушкина: . план анализа

1. ТЕМА-I. «…Даже самые мелкие части в произведении должны быть между собою согласованы и образовывать художественное единство. Объединяет же все части произведения между собой тема, или предмет Сочинения. Темой называется то, о чем говорится в сочинении» . Если следовать этому определению, тема «Метели» — превратности любви.

Именно эту тему развивают фабула и сюжет новеллы.

2. ФАБУЛА. «Все события, связанные с основным происшествием, все поведение и все поступки лиц, принимающих участие в действии, составляют то, что

называется фабулой. Состав фабулы совершенно зависит от того, в каком порядке и как будет об этих событиях сообщено автором. Одна и та же фабула допускает множество различных способов изложения.

Когда задумывается фабула, то обращается внимание только на самые события, как бы происходившие на самом деле, на их взаимную связь, на причины и следствия. Фабула обычно представляет собой цепь событий, совершающихся среди определенного круга лиц. Если фабула задумана правильно, то эти события должны быть такого рода, чтобы они естественно развивались одно из другого» . Фабула «Метели» анекдотична , с традиционным

набором нарративных элементов: «влюбленные» ; «препятствие» , «бегство»; «препятствие» ; «qui pro quo» ; «влюбленные» ; «тайное препятствие» ; «счастливое совпадение»; «happy end».

3. СЮЖЕТ. «Сюжет представляет собою разработанную схему произведения в противоположность фабуле, которая является схемой события». От автора зависит степень подробности при изложении тех или иных событий фабулы; Порядок изложения этих событий; большее или меньшее «освещение» самих событий и их причин ; характер распределения описаний и вообще всех отступлений от фабулы; выделение или затушевывание определенных моментов фабулы; выбор «фигуры» повествователя и точки зрения. «Произведенное таким образом распределение развивающих тему эпизодов и сцен представляет собою сюжет произведения» . Отметим два наиболее существенных момента в сюжете «Метели»:

А) За счет «фигуры умолчания» в новелле создается «таинственная ситуация»: до самой развязки не известно, что узнал Владимир на дворе священника , каков секрет «полусумасшедшего письма», полученного родителями Марьи Гавриловны от «несчастного» Владимира, в чем причина молчания Бурмина, оттягивающего решающее объяснение, и так далее. Тайна, согласно устойчивой нарративной схеме, объясняется только в самом конце новеллы. б) Сюжет «Метели» дан с двойным опосредованием: во-первых, он изложен от лица помещика Белкина ; во-вторых, самому Белкину он рассказан девицей К. И. Т. .

4. СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ. В первой части новеллы система персонажей кажется построенной по схеме: «протагонисты-антагонисты-помощники». Протагонисты — влюбленная пара , антагонисты — препятствующие их любви родители богатой невесты Марьи Гавриловны , помощники — все те, кто устраивает их побег и готовит несостоявшееся венчание, — жадринский священник, сорокалетний корнет Дарвин, «землемер Шмит в усах и шпорах», «сын капитан-исправника, мальчик лет шестнадцати, недавно поступивший в уланы» , кучер Терешка, горничная Марьи Гавриловны, крестьяне, помогающие Владимиру найти Жадрино.

Во второй части привычная расстановка персонажей разрушена, а устойчивые читательские ожидания обмануты: ни антагонистическая роль родителей, ни романтический любовный треугольник не состоялись. Родители оказываются не против брака Марьи Гавриловны и Володи ; браку Марьи Гавриловны и Бурмина препятствует вовсе не романтическая память первой о погибшем возлюбленном. Новое представление о расстановке персонажей достигается через эпиграф из «Светланы» Жуковского с ее мотивом «призрачного» жениха: невеста-«призрачный жених»-«подлинный жених». Кто же из двух женихов призрачный и кто подлинный?

Загадка, но заданная не по романтическому шаблону. По романтическому канону, призрачным должен быть «ложный» жених Бурмин, с соответствующими атрибутами . И здесь ожидания обмануты: призрачным оказывается как раз Владимир, все действия которого определяются литературными штампами — и так и остаются как бы «выдуманными»; Бурмин же, чье поведение тоже согласовано с литературными образцами , при этом находится в полном согласии с бытом и его предписаниями. Быт, а не литература в итоге становится решающей инстанцией новеллы — быт, которому принадлежат остальные персонажи новеллы; быт, для которого всей этой «литературной» истории с побегом словно бы и не было . В итоге расстановка персонажей такова: любовный треугольник и быт.

5. ТЕМА-II. На новом уровне вернемся к вопросу о теме: какова глубинная тема новеллы? Ответ: «Быт и литературность».

Как реализуется эта тема, станет понятно при рассмотрении композиции произведения.

6. КОМПОЗИЦИЯ. Композиция определяется отношением всех конструктивных элементов произведения к его целому. Какие же конструктивные элементы являются определяющими в «Метели»?

Литературные цитаты, отсылки и намеки, иронически сопоставленные с бытовыми реалиями. Реминисценции и эпиграф отсылают нас к «Леоноре» Бюргера, «Светлане» Жуковского и новелле В. Ирвинга «Жених-призрак»; в словах, жестах и поступках героев даны пародийные отсылки к романтическим и сентименталистским литературным схемам. Композиция «Метели» построена на последовательном сталкивании двух планов — быта и литературности.

Отсюда — конфликт.

7. КОНФЛИКТ. Комический эффект новеллы достигается благодаря постоянному подчеркиванию несоответствия литературных поведенческих штампов и бытового уклада. Вот как об этом пишет Н. Берковский: «Маленькие вещи, издали предостерегающие романтических любовников, потому становятся весомы, что они ознаменовывают весь строй и уклад жизни, всю традиционную, обычную Россию, с которой не совладать кому-то, выступившему отдельно и ради одного себя Герою, преследующему свои скромные цели, напрасно кажется, что ничего не стоит завоевать лежащее перед ним маленькое пространство.

Под обличьем близкого и доступного скрываются неподатливые, крупные, типические для традиционного быта величины. В «Метели» это по-особому подчеркнуто. Владимир Николаевич заблудился на крохотном куске земли, пятиверстный путь до Жадрина превращается в нескончаемое кружение по снегу и метели, и все в сторону. Узенькая площадь внезапно расширяется, и общим законам жизни — «судьбы» — дано достаточно места, чтобы они могли разыграться, как это им свойственно». Отсюда — «никчемность и бесплодность авантюры» — европейского авантюрного сюжета на русской почве.

Даже стихия — не на стороне романтической литературности, а на стороне быта.

8. ИДЕЯ. Идея «Метели» — самоотрицание новеллы; победа бытового уклада над литературной интригой. Ирония здесь в том, что победа эта достигается путем невероятных, подчеркнуто литературных совпадений. «В новелле «Выстрел» выстрел никого не убивает, в новелле «Метель» похититель никого не похитил, а намеченная к похищению вернулась домой «Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что у них делается. А ничего…»» .

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Метель» А. С. Пушкина: . план анализа