Конспект внеклассного мероприятия по географии “Портрет Волги” 6-8 класс

Внеклассное мероприятие по географии

С применением современных образовательных технологий

Цели и задачи:

Сформировать представление о Волге, как о великой реке.

Раскрыть значение реки в природе и жизни человека.

Рассмотреть необходимость и способы охраны Волги.

Проследить межпредметные связи географии с литературой, биологией, историей, МХК, экологией.

Продолжить формирование любви к России, родному краю.

Воспитание патриотических и гражданских чувств.

Воспитание дружбы и взаимопомощи при групповой работе.

Данная

разработка может быть представлена учащимся 6-8 классов, но лучше в каждом классе провести это мероприятие отдельно, чтобы как можно больше учащихся лично приняли участие.

Формы обучения : беседа, рассказ, игра – соревнование и т. д.

Используемые современные образовательные технологии :

ИКТ, интерактивные средства обучения, здоровьесберегающие.

Оборудование: интерактивная доска, подготовленная презентация, проектор, физическая карта России, листы ватмана, краски, кисточки, карандаши, фигуры из картона в форме круга.

Условие: учащиеся должны разделиться на 2 команды.

Ход мероприятия

Вступительное

слово учителя.

“Каждая страна имеет свою национальную реку, Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, и я поспешил поклониться ее величеству Волге” – писал Дюма.

По разному именовали Волгу в древности, но все названия в переводе на русский язык означали “река”, “великая река”.

Слайд 4.За исток Волги принят родник у старой деревни Волговерховье. Самое главное строение этой деревни – небольшой деревянный домик на сваях, откуда начинается исток Волги. Домик закрыт на ключ, но ключ хранится у жителей деревни и можно попросить открыть домик.

Слайд 5. Исток Волги.

Слайд 6. Неприметен ничем, не широк То он моет прибрежный песок По просторам Валдайского края То внезапно в кустах пропадает Еле слышно журчит ручеек И не знает еще ручеек, Меж камнями путь выбирая. Что его впереди ожидает

Слайд 7. Станция “Историческая”

Слайд 8.Особенности расположения городов:

Города, расположенные на берегу реки Волги имеют особенность: города с женским именем расположены на левом берегу, города с мужским именем на правом.

Задание : провести стрелки от изображения города к месту расположения его на реке

Слайд 9. Изображение Волги и 6 городов.

Слайд 10. Из истории реки:

Волга – это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.

Она всегда одушевлена, ей приписывают человеческие качества. Волга отождествляется с Родиной-матерью. В истории России она являлась символом свободы, простора, широты и величия духа русского человека.

Было время, когда задавленные поборами, согнанные с земли, голодные и обнищавшие, шли приволжские крестьяне к великой реке.

Слайд 11 . Станция “Художественная”

Задание: определить автора каждой картины, постараться вспомнить ее название .

Каждой команде по 2 картины.

Слайд 12. Портреты художников и их картины о Волге.

Слайд 13. Правильный вариант.

Слайд 14. Проверка задания:

Саврасов А. К. “Волга”,

Репин И. Е. “Бурлаки на Волге”,

Куинджи А. И “Волга”

Левитан И. И. “Вечер на Волге”

Слайд 15. Картина “Бурлаки на Волге”

Эту картину Илья Репин писал в селе Ширяево Самарской области. Здесь же находится и дом-музей Репина.

Слайд 16. Дом-музей Репина.

Слайд 17. Станция “Заповедная”

Слайд 18. Ниже города Астрахань река образует широкую дельту. Здесь, в дельте находится Астраханский заповедник.

Где обитает неимоверное количество сов, фламинго, лис, чаек, змей и т. д. Здесь же растет знаменитый цветок лотос.

Слайд 19. Лотос индийский – один из самых крупных и красивых цветов всей планеты. Астраханский заповедник является самой северной областью распространения этого реликтового растения.

Здесь его называют “каспийской розой”. Передать словами всю уникальную красоту и ни с чем несравнимый завораживающий тончайший аромат этого необыкновенного цветка невозможно.

Слайд 20. Астраханский заповедник называют “птичьей гостиницей”. В нем обитает 260 видов птиц, многие из которых занесены в Красную книгу. Тут гнездятся птицы, прилетевшие из Африки, Ирана, Индии – огромные стаи лебедей, гусей, уток и т. д.

Слайд 21. Загадки

Повелось так с самой древности:

Эти птицы – символ верности.

В отраженье свое глядя

Вот скользят по водной глади,

Восхищая всех людей,

Двое белых __________

Скоро нерест. Он на речке

Ищет чистое местечко,

Расчищает дно от ила –

Вот гнездо для деток милых.

Сколько в нем лежит икры!

Много будет детворы!

Никуда не уплывает,

Колыбельку охраняет.

Это вовсе не чудак,

А заботливый ____________

Посмотрите: перед нами

Темное бревно с усами

Кто на дне лежит, застыв,

Пасть огромную раскрыв?

Здесь поток реки таков –

Прямо в рот несет мальков.

Хлюп! Рыбешка! Хлюп!

Рыбешка!

Целый день идет кормежка.

Ну, о ком мы речь ведем?

Догадались? Это _____________

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет _____________

Скоро снова у самого устья Волга алый накинет платок – Это сотни бутонов распустит Дельты Волги заветный цветок_____________

Крылатый, горластый –

Красные ласты _________

Слайд 22. Физкультминутка.

Упражнение для снятия общего утомления

Исходное положение – стоя, ноги врозь. На счет 1- руки к плечам; 2-поднять руки верх, прогнуться; 3 – руки через стороны опустить вниз; 4 – прийти в и. п. На счет 1-2 делать вздох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.

А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, Дети на песок, Продолжаем наш урок .

Слайд 23. Станция “Хозяйственная”

Задание: перечислить виды деятельности человека, связанные с рекой.

Слайд 24. Хозяйственная деятельность.

Слайд 25. Экологические проблемы.

Слайд 26. Река Волга является одной из самых загрязненных в России.

Причины:

Регулярные загрязнения нефтепродуктами.

Сброс сточных вод.

Застройки водоохранных зон и так далее.

Слайд 27. Мероприятие по охране реки от загрязнения:

Не сбрасывать промышленные отходы.

Ставить на предприятиях очистительные фильтры.

После отдыха на реке не оставлять после себя мусор.

Широко использовать для очистки водные растения – рогоз, камыш, стрелолист, элодею, кувшинку, которые хорошо переносят залповые сбросы грязных вод при авариях очистных сооружений.

Слайд 28. О влиянии загрязненной воды реки на здоровье людей.

Строительством ГЭС и образованием водохранилищ, люди лишили Волгу способности самоочищаться. А многочисленные заводы, не имея средств для строительства очистных сооружений, отравляют Волгу грязными отходами производства. В этих стоках – Фенолы, нефтепродукты, сернистые соединения, соли свинца и других тяжелых металлов.

Свыше 23 населения Самарской области пьет волжскую воду.

Качество воды оказывает влияние на сердечно-сосудистую и эндокринную систему человека, на органы пищеварения, на заболевание зубов, костно-связочного аппарата, а кроме того, может вызвать снижение защитных функций организма и появление аллергических состояний.

Загрязнение питьевой воды часто приводят к поражению различных систем и органов человека. При употреблении воды с высокой концентрацией кадмия, например, могут развиться почечно-каменная болезнь, заболевания печени, анемия, гипертония, стенокардия, злокачественные образования. Употребление питьевой воды, содержащей марганец, может вызвать у человека психические расстройства, пневмонию.

Установлено наличие связи между загрязнением воды и раком мочевого пузыря. Через воду передаются такие заболевания, как паратифы, дизентерия, инфекционный вирус гепатита, бруцеллез и другие.

Небезопасно стало употреблять рыбу, выловленную в Волге.

Слайд 29. Задание командам

Каждая команда должна на листе ватмана выполнить эскиз рекламного щита, который впоследствии можно было бы установить на берегу реки.

Рекламный щит должен призывать людей не засорять берег реки.

Оценивается содержание, художественные способности.

Слайд 30. Станция “Кроссворд”

(представители команд по очереди подходят и записывают ответы в кроссворд

На интерактивной доске).

Слайд 31. Кроссворд.

Слайд 32. Вопросы к кроссворду

По вертикали: 1. Море, в которое впадает река Волга 2. Рыба – “поставщик” черной икры. По горизонтали: 3. Возвышенность, на которой берет начало Волга.

4. Прежнее название города Волгоград. 5. Автор картины “Бурлаки на Волге”. 6. Город на Волге, которому в 2015 году исполнилось 1000 лет. 7. Растение, которое называют “каспийской розой”.

8. Писатель, который назвал Волгу “рекою рабства и тоски”. 9. Название Волги, которое дал Птолемей.

Слайд 33. Правильный вариант.

Слайд 34 . Станция “Приволжье”

Вопрос: “Как вы думаете, почему наше село имеет такое название?”

Слайд 35. ПРИВОЛЖЬЕ. Центр одноименного района, расположен на левом берегу Волги.

Основан в XX веке на месте старинного села Васильевского. Поименован по положению на берегу Волги, “при Волге”. .

Слайд 36. Заключение.

Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

Ее медлительные волны,

Тяжелые, как валуны.

Любовь России к ней нетленна.

К ней тянутся душою всегда

Кубань, и Днепр, Нева и Лена,

И Ангара, и Енисей.

Люблю ее всю в нитках света,

Всю в окаймленье ивняка…

Но Волга для России – это

Гораздо больше, чем река… Е. Евтушенко.

Слайд 37. Подведение итогов. Рефлексия.

Каждому учащемуся раздается кружок из картона.

Задание: свое мнение о проведенном мероприятии выразить следующим образом




Назначение и характеристики жестких.
Сейчас вы читаете: Конспект внеклассного мероприятия по географии “Портрет Волги” 6-8 класс