Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры
Привычке писать иносказательно
Я обязан… цензурному ведомству.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Сказки и сказочная фантастика всегда были близки творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он использовал их и в «Истории одного города», и в цикле очерков «За рубежом», и в других произведениях.
Народные сказки привлекали писателя своей жизнерадостностью, юмором, осуждением несправедливости и зла. В фантастических образах сказок народ отражал реальную жизнь.
В 80-е годы XIX века, когда весьма усилился гнет цензуры, Щедрин обратился к
Писатель создал в своих произведениях множество образов-обобщений, правдиво раскрывающих социальную сущность важнейших жизненных явлений .
Салтыков-Щедрин использовал прием гротеска, гиперболизации и создания фантастических образов, чтобы раскрыть уродливый характер современной действительности.
Образы Щедрина были верны жизненной правде, они с необыкновенной глубиной и силой выражали характерные черты существующего порядка вещей.
В сказках Щедрина мы встречаем традиционные сказочные образы зверей, птиц, рыб. В духе народных сказок писатель прибегал к аллегориям: в образах льва и орла он рисовал царей; в образах медведей, волков, коршунов, ястребов, щук — сильных мира сего; в образах зайцев и пескарей — трусливых обывателей; в образе Коняги — измученный народ.
Автор использовал народные сказочные зачины: «Жили да были два генерала»; «Жил-был пескарь» и др.
В сказках использованы живой народный язык, множество пословиц, поговорок, народных выражений.
Для того, чтобы можно было довести до читателя свои мысли, великому сатирику приходилось прибегать к намекам, иносказаниям, недомолвкам, которые стали одной из характерных черт неповторимого языка писателя. Например, чтобы не говорить прямо об иге царизма, он писал о «некотором царстве», переживающем «беды жестокие».
Речь героев Щедрина всегда прекрасно характеризует их персонажи. Так, ограниченность и тупость генералов подчеркивает их рассуждение: «Отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот?»
В своих произведениях сатирик всегда выступал как суровый судья, каравший смехом господствующие классы, как гражданин, любивший свой народ и свою родину.
Щедрин по праву занимает достойное место рядом с величайшими сатириками, а образы, созданные писателем, отличаются необыкновенной жизненностью.
Щедринские «премудрые пескари», «караси-идеалисты», угрюм-бурчеевы, «дикие помещики» и сегодня не утратили своей актуальности и, к сожалению, жизненности.