Как писать сочинение по наблюдениям в начальной школе
Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют.
Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.
Описания бывают
1. описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению или по прошлым наблюдениям ( «Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача — элемент сравнения.
2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: » Как сделать скворечник» , » Как посадить дерево».
3. Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: » Наша улица утром», » В лесу», «В магазине игрушек».
Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей
Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.
Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа » Наш поселок», » Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно.
Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов — зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению.
Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок.
Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.