«Человек в истории. Россия — ХХ век»
7 мая 2007 года были подведены итоги ежегодного конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век». Более трех тысяч работ на тему «Российская повседневность в 1945-1965 гг.» получили в этом году организаторы конкурса, в жюри которого вошли известные деятели науки и культуры.
Было непросто выбрать из присланных проектов те 40 лучших, которые удостоились специальных наград. Три работы жюри отметило премией имени Василия Гроссмана, учрежденной Исследовательским центром «Жизнь и судьба»
Открыла церемонию награждения победителей, проходившую в Театральном центре на Страстном, известный историк Ирина Щербакова. В своем приветственном слове она сказала: «Хотя события, о которых написали очень многие из вас, отделены от нас многими десятками лет, все равно вы — Дети XX века. Вы дети, которые сознательно запомнили последнее десятилетие XX века.
Для нас это чрезвычайно важное десятилетие, заполненное нашими надеждами, может быть, даже горькими разочарованиями, но надеждами на свободную и демократическую Россию. Ваши работы дают нам основание на это надеяться».
Большинство исследований
Эта работа для многих стала отправной точкой, возможно, дела всей будущей жизни: ведь соприкоснувшись с документами по интересующей теме, расспросив живых очевидцев, уже невозможно останавливаться на достигнутом. Поэтому все ребята, говоря о дальнейшей судьбе своей работы, высказывали мысль о продолжении начатого.
«Этот год для очень многих из нас, кто думает о прошлом, чрезвычайно важный в смысле исторической памяти, потому что это год, когда мы отмечаем даты тысяча девятисот семнадцатого и 1937. Мы не призываем специально писать к этим датам. Это всегда получается в нашем конкурсе само собой.
Нет ни одной семейной истории, нет ни одной длинной биографии, в которой не определили бы в той или иной степени эти даты», — отметила Ирина Щербакова в своем выступлении.
Конкурс продолжается. Тема, заявленная организаторами на 2007-2008 годы, — » Судьба человека в российской истории ХХ века». Она может быть конкретизирована в одной из более частных:
История семьи, Личность и общество, Человек и власть, Человек и малая родина, Повседневная жизнь российских поколений, Свои — чужие: другая национальность, другая религия, другие убеждения.
Как видим, эти темы близки к тому, о чем мы говорим с учениками на наших уроках. Поэтому словесникам, вслед за их коллегамиисториками, стоит активнее включаться в конкурс и привлекать к нему своих учеников.