Природа комического в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»

Система уроков. Планирование уроков

Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии. Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия. «Коронование» Хлестакова.

Комментированное чтение третьего действия. Триумф и падение городничего. Возмездие.

Комментированное чтение пятого действия. «Сквозь видимый миру смех…» Карнавал как основа комедии. Уездный город, его правители и обитатели. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик. Развитие речи.

Самостоятельная

работа по комедии.

СИСТЕМА УРОКОВ
Урок 1

Н. В. Гоголь. » Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе.

Комментированное чтение первого действия комедии.

Цели: Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». Усваивать содержание комедии.

I. История создания комедии и источник сюжета.

Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мертвые души», а потом и для комедии

«Ревизор».

Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачеве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.

II. Идейный замысел Гоголя.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» .

III. Особенности драматического произведения. Драматическое произведение предназначается для игры актеров и постановки на сцене.

Основа сюжета — конфликт, интрига. Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия и явления .

IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его. Сюжет и композиция комедии. Средства комического изображения.

Особенности речи городничего и Хлестакова.

Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.

V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.

Исторический комментарий о табели о рангах.

VI. Комментированное чтение первого действия .

VII. Обобщение.

Вопросы для беседы.

Какое событие является завязкой? Почему известие о ревизоре переполошило город?

Домашнее задание.

Перечитать первое действие; записать план событий.

Урок 2

Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.

Цели: Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. Собирать материал о различных формах комического изображения героев.

I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.

1. Сюжетный план .

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия:

городничий дает распоряжения чиновникам; Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице; городничий дает указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.

2. Элементы комического изображения в первом действии.

Говорящие фамилии. Ирония. Гипербола. Саморазоблачения.

Нелепость, абсурд. Завышенные претензии. Намек. Нерезонный упрек. Скороговорка с перебивкой речи.

Маска. Фарс. Оговорка. «Табельные» замечания. «Забавная» логика.

3. Замечания о речи городничего:

городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими; он делает им замечания, дает советы; в выражениях не стесняется ; чаще всего восклицательный характер предложений; начальственный тон, затем нотки страха.

4. Выводы из наблюдений за речью городничего:

это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами; это речь начальника, не привыкшего считаться с подчиненными и стесняться в выражениях; это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.

II. Комментированное чтение второго действия комедии.

Явление 1. Читать с начала до слов: «…вот тебе и доигрался». От: «Одно плохо…» до: «…в картишки играет».

Явление 2. Пересказ и чтение от: «Еще, говорит…» до конца явления.

Явление 3, 4. Пересказ.

Явление 5. Чтение.

Явление 6. Читать реплики Хлестакова — жалобы на обед.

Явление 7. Сообщение о приезде городничего.

Явление 8. Чтение без купюр.

Явление 9. Пересказ.

Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.

III. Обобщение наблюдений.

1. Сюжет.

Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, дает ему взятку.

2. Элементы комического изображения.

Жизнеописание Хлестакова. Контраст мечты и реальности. Сочетание страха и гонора.

Текст вслух и в сторону, разница между ними. Нежелательные ассоциации. Фарс .

3. Речь героев:

определяется ситуацией; у городничего речь-маска; Хлестаков искренен в речи.

Домашнее задание.

Читать и пересказывать третье действие, составить план.

Урок 3

«Коронование» Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.

Цели: Определить композиционное значение третьего действия. Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.

I. Работа над усвоением содержания третьего действия.

1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.

2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной ее мужем на счете Хлестакова. Определение этого комического приема как накладки текстов.

3. Чтение явлений 5 и 6 .

4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.

II. Беседа по содержанию третьего действия.

1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?

Нет. Он фантастически врет. Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в своих, и в чужих глазах.

2. О чем он врет?

Начальник отделения с ним на дружеской ноге. Его хотели сделать коллежским асессором. Сторож бежит за ним почистить сапоги. С Пушкиным на дружеской ноге.

Много насочинял. Дом у него первый в Петербурге. Он бывает на великолепных балах. Играет в вист с разными посланниками.

Живет в бельэтаже. Управлял департаментом. Его сам государственный совет боится.

Его приняли за главнокомандующего.

3. Как характеризует Хлестакова его речь?

В ней перепутаны разные стили:

А) романтическая «светская» болтовня ;

Б) чиновничье-канцелярский жаргон ;

В) книжно-сентиментальный стиль ;

Г) разговорно-бытовые просторечия .

Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно легкость необыкновенная в мыслях.

4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?

Кульминацией.

5. Почему можно сказать, что Хлестакова «короновали»?

Чиновники, в том числе и городничий, верят Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий пытается даже заручиться поддержкой слуги Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.

III. Обобщение наблюдений.

1. Сюжет. Кульминация. Вранье Хлестакова.

2. Элементы комического.

Накладки текстов. Путаница . Ирония и намек. Гротеск вранья Хлестакова.

Домашнее задание.

Прочитать и пересказать четвертое действие.

Урок 4

Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвертого действия.

Цели: Завершить наблюдение за событиями и героями комедии. Составить композиционный план комедии.

I. Обзор содержания четвертого действия.

Картина 1. Парад чиновников:

совет Аммоса Федоровича представляться поодиночке; признание Хлестакова в довольстве такой жизнью; судья Ляпкин-Тяпкин робко дает взятку «ревизору»; Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей; Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, дает деньги Хлестакову в ответ на его просьбу; Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля; Добчинский просит о своем незаконорожденном сыне; Бобчинский просит известить о нем в Петербурге; Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье; Осип советует ехать.

Картина 2. Хлестаков и жалобщики.

Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали.

Смена реакций Хлестакова на жалобы.

Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак.

Приятная новость для городничего.

Картина 4. Проводы Хлестакова.

II. Обобщение.

1. Чем являются данные события в сюжетном плане?

Элементами в развитии действия.

2. Что создавало комический эффект в этих сценах?

«Наивные» саморазоблачения героев. Нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность. Серьезное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.

III. Комментированное чтение пятого действия.

Явление 1. Читать .

Явление 2. Читать .

Явления 3-7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.

Явление 8. Читать с купюрами; письмо Хлестакова и самобичевание городничего.

IV. Обобщение.

1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?

Кульминацией и развязкой.

2. Комические элементы здесь есть? В чем они?

Алогизм в действиях героев . Откровенные мечты. Гиперболизм хвастливости городничего. Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения.

В маске и без маски. Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова. Самохарактеристика городничего.

3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?

Она полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов; герой скинул маску почтенного начальника города, беззастенчиво демонстрировал свою грубость, бескультурье, невыдержанность.

V. Композиционный план комедии.

Завязка. Известие о приезде ревизора.

Развитие действия. Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы. Указания для полиции.

Визит городничего в гостиницу. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего.

Парад чиновников и жалобщиков. Сватовство Хлестакова.

Кульминация. Вранье Хлестакова и торжество городничего.

Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.

Домашнее задание

Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.

Уроки 5 и 6

«Сквозь видимый миру смех…» Карнавал как основа комедии «Ревизор».

Цели: Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения. Показать особенность комической основы пьесы Гоголя. Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.

I. Вступительное слово учителя.

Изображенное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором все наоборот: серьезное становится легкомысленным, грустное — смешным, высокое — низким и наоборот.

Главным ведущим моментом карнавала становится «увенчание-развенчание» чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.

II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.

Опыт режиссерского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.

III. Воспроизведение карнавальных сцен.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Природа комического в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»