Природа комического в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»
Система уроков. Планирование уроков
Переполох в уездном городе. Комментированное чтение первого действия комедии. Визит городничего в гостиницу. Комментированное чтение второго действия. «Коронование» Хлестакова.
Комментированное чтение третьего действия. Триумф и падение городничего. Возмездие.
Комментированное чтение пятого действия. «Сквозь видимый миру смех…» Карнавал как основа комедии. Уездный город, его правители и обитатели. Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых характеристик. Развитие речи.
Самостоятельная
СИСТЕМА УРОКОВ
Урок 1
Н. В. Гоголь. » Ревизор». Общие замечания. Переполох в уездном городе.
Комментированное чтение первого действия комедии.
Цели: Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор». Усваивать содержание комедии.
I. История создания комедии и источник сюжета.
Н. В. Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мертвые души», а потом и для комедии
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачеве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
II. Идейный замысел Гоголя.
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» .
III. Особенности драматического произведения. Драматическое произведение предназначается для игры актеров и постановки на сцене.
Основа сюжета — конфликт, интрига. Особенность текста пьесы: диалоги, монологи, ремарки автора; деление текста на действия и явления .
IV. Направления наблюдений над текстом и анализа его. Сюжет и композиция комедии. Средства комического изображения.
Особенности речи городничего и Хлестакова.
Примечание. Для каждого направления отвести соответствующие страницы тетради и озаглавить их.
V. Чтение афиши с указанием действующих лиц и подстрочника.
Исторический комментарий о табели о рангах.
VI. Комментированное чтение первого действия .
VII. Обобщение.
Вопросы для беседы.
Какое событие является завязкой? Почему известие о ревизоре переполошило город?
Домашнее задание.
Перечитать первое действие; записать план событий.
Урок 2
Визит городничего в гостиницу. Знакомство с Хлестаковым. Комментированное чтение второго действия.
Цели: Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за героями. Собирать материал о различных формах комического изображения героев.
I. Повторение знаний, полученных на основании чтения первого действия.
1. Сюжетный план .
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия:
городничий дает распоряжения чиновникам; Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании ревизора в гостинице; городничий дает указания квартальному и частному приставам и едет в гостиницу.
2. Элементы комического изображения в первом действии.
Говорящие фамилии. Ирония. Гипербола. Саморазоблачения.
Нелепость, абсурд. Завышенные претензии. Намек. Нерезонный упрек. Скороговорка с перебивкой речи.
Маска. Фарс. Оговорка. «Табельные» замечания. «Забавная» логика.
3. Замечания о речи городничего:
городничий разговаривает с чиновниками, то есть со своими; он делает им замечания, дает советы; в выражениях не стесняется ; чаще всего восклицательный характер предложений; начальственный тон, затем нотки страха.
4. Выводы из наблюдений за речью городничего:
это речь разговорного стиля, насыщенная просторечными, порой грубыми словами; это речь начальника, не привыкшего считаться с подчиненными и стесняться в выражениях; это речь малообразованного, грубого человека, злоупотребляющего властью.
II. Комментированное чтение второго действия комедии.
Явление 1. Читать с начала до слов: «…вот тебе и доигрался». От: «Одно плохо…» до: «…в картишки играет».
Явление 2. Пересказ и чтение от: «Еще, говорит…» до конца явления.
Явление 3, 4. Пересказ.
Явление 5. Чтение.
Явление 6. Читать реплики Хлестакова — жалобы на обед.
Явление 7. Сообщение о приезде городничего.
Явление 8. Чтение без купюр.
Явление 9. Пересказ.
Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет.
Продолжается развитие действия. Городничий приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе, дает ему взятку.
2. Элементы комического изображения.
Жизнеописание Хлестакова. Контраст мечты и реальности. Сочетание страха и гонора.
Текст вслух и в сторону, разница между ними. Нежелательные ассоциации. Фарс .
3. Речь героев:
определяется ситуацией; у городничего речь-маска; Хлестаков искренен в речи.
Домашнее задание.
Читать и пересказывать третье действие, составить план.
Урок 3
«Коронование» Хлестакова. Комментированное чтение третьего действия.
Цели: Определить композиционное значение третьего действия. Продолжать наблюдения над текстом по выбранным направлениям.
I. Работа над усвоением содержания третьего действия.
1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по 4.
2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны о записке, написанной ее мужем на счете Хлестакова. Определение этого комического приема как накладки текстов.
3. Чтение явлений 5 и 6 .
4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.
II. Беседа по содержанию третьего действия.
1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность правде теперь? Почему?
Нет. Он фантастически врет. Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в своих, и в чужих глазах.
2. О чем он врет?
Начальник отделения с ним на дружеской ноге. Его хотели сделать коллежским асессором. Сторож бежит за ним почистить сапоги. С Пушкиным на дружеской ноге.
Много насочинял. Дом у него первый в Петербурге. Он бывает на великолепных балах. Играет в вист с разными посланниками.
Живет в бельэтаже. Управлял департаментом. Его сам государственный совет боится.
Его приняли за главнокомандующего.
3. Как характеризует Хлестакова его речь?
В ней перепутаны разные стили:
А) романтическая «светская» болтовня ;
Б) чиновничье-канцелярский жаргон ;
В) книжно-сентиментальный стиль ;
Г) разговорно-бытовые просторечия .
Речь Хлестакова показывает его полное безмыслие, он часто противоречит сам себе и не замечает этого, у него действительно легкость необыкновенная в мыслях.
4. Чем в композиционном отношении является сцена вранья?
Кульминацией.
5. Почему можно сказать, что Хлестакова «короновали»?
Чиновники, в том числе и городничий, верят Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий пытается даже заручиться поддержкой слуги Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет. Кульминация. Вранье Хлестакова.
2. Элементы комического.
Накладки текстов. Путаница . Ирония и намек. Гротеск вранья Хлестакова.
Домашнее задание.
Прочитать и пересказать четвертое действие.
Урок 4
Триумф и падение городничего. Возмездие. Комментированное чтение четвертого действия.
Цели: Завершить наблюдение за событиями и героями комедии. Составить композиционный план комедии.
I. Обзор содержания четвертого действия.
Картина 1. Парад чиновников:
совет Аммоса Федоровича представляться поодиночке; признание Хлестакова в довольстве такой жизнью; судья Ляпкин-Тяпкин робко дает взятку «ревизору»; Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300 рублей; Артемий Филиппович доносит на судью, почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о своей семье, дает деньги Хлестакову в ответ на его просьбу; Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но довольствуется и 65 рублями от него и его приятеля; Добчинский просит о своем незаконорожденном сыне; Бобчинский просит известить о нем в Петербурге; Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом дурачье; Осип советует ехать.
Картина 2. Хлестаков и жалобщики.
Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных прогнали.
Смена реакций Хлестакова на жалобы.
Картина 3. Волокитство Хлестакова. Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак.
Приятная новость для городничего.
Картина 4. Проводы Хлестакова.
II. Обобщение.
1. Чем являются данные события в сюжетном плане?
Элементами в развитии действия.
2. Что создавало комический эффект в этих сценах?
«Наивные» саморазоблачения героев. Нарастающий «разгул» Хлестакова, его раскованность и откровенность. Серьезное восприятие его слов и действий, восприятие видимого как желаемого.
III. Комментированное чтение пятого действия.
Явление 1. Читать .
Явление 2. Читать .
Явления 3-7. Пересказать визиты и поздравления, показать контраст между внутренними побуждениями и внешним выражением.
Явление 8. Читать с купюрами; письмо Хлестакова и самобичевание городничего.
IV. Обобщение.
1. Чем является пятое действие в композиционном отношении?
Кульминацией и развязкой.
2. Комические элементы здесь есть? В чем они?
Алогизм в действиях героев . Откровенные мечты. Гиперболизм хвастливости городничего. Контраст речей — брани, ругани — и высоты положения.
В маске и без маски. Точные характеристики чиновников в письме Хлестакова. Самохарактеристика городничего.
3. Как вы можете охарактеризовать речь городничего?
Она полна грубых простых слов, бранных выражений, оскорбительных оборотов; герой скинул маску почтенного начальника города, беззастенчиво демонстрировал свою грубость, бескультурье, невыдержанность.
V. Композиционный план комедии.
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия. Распоряжения городничего чиновникам. Новость из гостиницы. Указания для полиции.
Визит городничего в гостиницу. Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений. Хлестаков в доме городничего.
Парад чиновников и жалобщиков. Сватовство Хлестакова.
Кульминация. Вранье Хлестакова и торжество городничего.
Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину, известие о приезде настоящего ревизора.
Домашнее задание
Воспроизвести содержание комических элементов, читать по ролям любую сцену.
Уроки 5 и 6
«Сквозь видимый миру смех…» Карнавал как основа комедии «Ревизор».
Цели: Систематизировать полученные на уроках комментированного чтения знания элементов комического изображения. Показать особенность комической основы пьесы Гоголя. Помочь усвоить основной признак категории комического в искусстве.
I. Вступительное слово учителя.
Изображенное в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» в своих истоках имеет карнавальное народное действо, в котором все наоборот: серьезное становится легкомысленным, грустное — смешным, высокое — низким и наоборот.
Главным ведущим моментом карнавала становится «увенчание-развенчание» чего-либо или кого-либо, вызывающее смех толпы.
II. Определение метода работы над воспроизведением сцен карнавала.
Опыт режиссерского комментария карнавальных сцен с точки зрения комического эффекта, попытки инсценирования отдельных моментов карнавала.
III. Воспроизведение карнавальных сцен.