Формирование просветительского реализма
Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, написал много лирических и драматических произведений; его имя прославили замечательные элегии и баллады. Среди драматических произведений лучшими считаются «Разбойники», «Коварство и любовь», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль». Творчество Шиллера — свидетельство ненависти художника к деспотизму и несправедливости, свидетельство горячей любви к свободе.
Оставаясь верным своим республиканским идеалам, Шиллер бесперспективно старается найти мирные пути для их осуществления.
Просветители усматривали в литературе важнейшее, а кое-кто из них почти единственное оружие в борьбе за идеалы прогресса; величие искусства — в его организующей, воспитательной и мобилизующей силе. Просвещение не является литературным направлением. Это — идеология, которая нашла свое воплощение в произведениях разных жанров и разных направлений. Классицизм в настоящее время не теряет своего значения, но приобретает новое качество. Жанр классической трагедии создавал для просветителей возможность ставить острые проблемы современности, используя античные или восточные сюжеты. Классицизм XVIII столетия называют просветительским классицизмом. Выдающимся завоеванием литературы XVIII столетия является формирование просветительского реализма. Новаторским был роман XVIII столетия. Особенно большая в этом заслуга английских писателей Дефо, Ричардсона, Филдинга.
В драматургии возникла так называемая «мещанская драма, в которой можно отметить черты сентиментализма, художественного направления второй половины XVIII столетия. При этом границы между реализмом и сентиментализмом не всегда выразительные. Характеризуя реализм XVIII ст., необходимо учитывать его своеобразность, отличие от реализма XIX ст. Было бы неверным считать просветительский реализм какой-то незрелой стадией сравнительно с так называемым критическим реализмом. На самом деле у писателей XVIII и XIX ст., как и у мастеров Возрождения, имеет место разный подход к изображению жизни, разный метод создания художественного образа. И Робинзон Крузо у Дефо, и Луиза Миллер у Шиллера — реалистические образы. Но они реалистические не в том смысле, как герои Бальзака или Тургенева. Реалист XVIII ст. может тщательно, со всеми деталями, изображать быт, например, того же Робинзона на острове. Но ситуация, предусмотренная в романе, не типичная. Цель Дефо — философская: доказать, что человек все может, даже если оставить его одного на острове. Поэтому «Робинзон Крузо» еще и роман-притча, философская притча о Человеке. В утверждении человеческой личности и в мастерстве ее изображения просветители продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения. Равно как Петрарка, Сервантес и Шекспир, они видели в человеке прекрасное и старались в своем творчестве показать всю беспредельность этого прекрасного. Просветители воплощают веру в безграничные возможности человеческой личности, могущество его рук и ума, красоту его творческих усилий. Отношение к работе, деятельность человека становились важнейшим критерием его оценки, а тема работы — одной из ведущих в литературе. Здесь также находит отображение главный социальный конфликт эпохи — между дворянским миром, который терял доминирующую роль в общественной жизни, и буржуазным миром, который рождался.
Реалисты XIX ст. пойдут другим путем в изображении человеческого характера и его зависимости от социальной среды. Но метод просветителей не потеряет своей привлекательности, и много писателей XX ст. (например, Б. Брехт, А. Камю) творчески осмысливают художественный опыт XVIII ст. и в наше время создают драмы-притчи и романы-притчи.