Поэма Лермонтова «Мцыри» и русский реализм
Произведения Лермонтова, с которыми он вступил в литературу,- «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовская казначейша» — задумывались, а некоторые и писались еще при жизни Пушкина (в 1836-1837 годах), а публиковались после его смерти (в 1837-1838 годах). Непохожие по жанру, темам и стилю, все они были внутренне едины, глубоко оригинальны, ярко отмечены личностью автора. Знаменательно, что объединяющей все эти различные произведения общностью было пушкинское начало. Это непосредственно
Как у Пушкина и Гоголя, так и у Лермонтова процесс выработки новой эстетической системы, новых идеалов оказывался сложной и духовно напряженной работой. Он осваивал опыт предшественников, и Пушкина прежде всего, искал путей художественного познания действительности во всей ее противоречивости, во всем ее трагизме, пересматривал свои прежние убеждения романтика — что-то решительно отвергая, что-то используя для решения выдвинутых временем задач.
Ярчайший пример тому — поэма «Песня про. удалого
Но осуществить замысел оказалось возможным только на материале историческом. В современности такого протестующего героя Лермонтов не находил — во имя правды жизни он перенес события поэмы в эпоху русского средне-вековья.
Как же следовало поступать Лермонтову, чувствовавшему себя ответственным за создание образа современного протестующего героя? Доверие к жизни, открывшаяся возможность понимать тайны действительности, ее развитие через противоречия спасали поэта от отчаяния и пессимизма. Он продолжал поиски решения важнейшей проблемы современности. Но при этом не знал, что те же муки творчества раньше его испытал Пушкин и, главное, сумел преодолеть их и создать образ современного протестанта в поэме «Медный всадник», написанной в 1833 году. Поэма была запрещена императором — высочайшим цензором и опубликована только после смерти поэта, в апреле 1837 года. Эта публикация, как будет показано, сыграла важную роль в поисках Лермонтовым современного протестующего героя. В 1839 году была, наконец, написана поэма «Мцыри». Свою задачу — создать объективный образ протестанта, действующего во имя высокой цели — свободы, поэт выполнил. Поэма произвела огромное впечатление на читателей — так была велика нужда в активном герое. Поэму восторженно оценил Белинский.
На каком же пути преодолел реальные трудности Лермонтов? Что за героя он создал? Какую поэму написал? Мнение исследователей в данном случае почти единодушно: «Мцыри» — это яркая романтическая поэма. Более того, наряду с «Демоном» — это вершинное произведение Лермонтова-романтика и шире — русского романтизма.
При этом романтизм поэмы не доказывается, но констатируется. Обычно пишут, что, как и все романтические поэмы, «Мцыри» посвящена одному герою, форма ее — исповедь, стих — четырехстопный ямб, а тут еще и ямб с одними мужскими окончаниями, как в поэме Байрона «Шильонский узник» в переводе Жуковского. Герой поэмы — сильная, свободолюбивая личность, мятежник, Мцыри-это «естественный человек» (по Руссо). Место действия — Кавказ, Восток (традиционная в романтизме экзотика). Природа занимает большое место в поэме, ее описание способствует раскрытию духовного мира героя. Прослеживается при этом и связь «Мцыри» с юношескими романтическими поэмами («Исповедь», 1830; «Боярин Орша», 1835): это позволило Лермонтову придать Мцыри черты прежних романтических героев и перенести целый ряд стихов в новую поэму. Кстати, этот такой популярный мотив в литературе о «Мцыри», пожалуй, раньше других разработал французский ученый Э. Дюшен.
Все эти особенности «Мцыри», надо признать, отмечены справедливо. Действительно, многое в ней от романтических поэм, многое в образе Мцыри похоже на романтических героев. Но в то же время некоторые ученые, а убедительнее и полнее других Д. Е. Максимов, обратили внимание на серьезные отступления Лермонтова от романтической эстетики в поэме «Мцыри». Д. Е. Максимов пишет: «Правда, романтизм лермонтовской поэмы отличается от устоявшихся форм романтизма, выработанных и закрепленных в стихотворных повестях Байрона, Пушкина и их последователей и подражателей.»
В творчестве Лермонтова преобладают романтические устремления поэта. Главным основанием для такого восприятия «является могучая субъективность образов его ведущих героев, которые в своих существенных чертах отражают личность автора». Но в то же время, пишет исследователь, именно Мцыри лишен субъективно-романтического монизма. Герой в значительной степени объективирован, у него своя биография, раскрыты индивидуальные черты его личности, подчеркнута национальная обусловленность характера главного героя — Мцыри, «естественного человека»,- и потому, в отличие от многих романтических героев, он свободен от «эгоистического индивидуализма».
Как истинный мятежник, Мцыри стремится уйти из монастыря на родину. Но, в отличие от романтических героев, он не презирает окружающих людей, он исполнен любви к родине, своему народу. «Родина для Мцыри — сфера дружелюбия». Его устремленность к жизни не только разводит его с мрачными, скептическими и безнадежными персонажами Байрона, но и ставит его образ в полемические отношения с ними». «Мцыри — действенный герой, чуждый обезволивающей мировой скорби и презрения к людям как таковым». «Мцыри, в противоположность байроновским персонажам, лишен внешних признаков исключительности, ореола избранности и таинственности, (ила его личности не подчеркивается ни его властью пал, людьми, которой отличаются герои «восточных поэм» Байрона, ни фантастикой, как в «Демоне»: поэма о Мцыри лишена фантастики».
Наконец, указывает ученый, в поэме изображается реальный мир, в котором — в прошлом и настоящем — живет Мцыри «В основе литературного произведения лежит не только образ героя, но и образ мира, в котором этот герой находится. Сферы действительности, окружающей героя, наделены в поэме Лермонтова художественным бытием различного характера и различной интенсивности».