Тургенев писатель гуманист
Художник А. П. Боголюбов приводит слова умирающего Тургенева: «Вы любите людей, и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда.»3. Гуманистическим пафосом проникнуто все творчество писателя от «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе». Гуманистические идеалы обусловили критическое отношение Тургенева к действительности его времени. Л. Н. Толстой’ отмечал склонность Тургенева к трагическому восприятию жизни. Несомненно, Тургенев не так глубоко и остро воспринимал общественные противоречия своей эпохи, как Салтыков-Щедрин,
Как и другие писатели-реалисты, Тургенев в большинстве своих произведений воссоздает центральную коллизию его времени — драматическое столкновение личности с неблагоприятными общественными условиями ее
Еще при жизни бытовало мнение о созерцательном характере писательской натуры Тургенева. Бесспорно, созерцательность была присуща ему. Но, как и в его учителе, Пушкине, в натуре Тургенева «не было пищи и элементов для долгой поддержки созерцания: он искал событий, живых лиц, волн и разбросанности действительности, борющегося существования,- замечает П. В. Анненкоз, хорошо изучивший личность своего друга. Тургенев вовсе не склонен был к пассивному восприятию действительности. Он всегда стремился найти и показать положительные, активные силы жизни. Он всегда приветствовал тех, кто смело творил ее, кто мужественно шел на подвиг. На страницах своих книг писатель запечатлел образ русского революционера своего времени. С глубоким сочувствием обрисовал он передовую русскую молодежь, передал чистоту ее любви, силу ее дружбы, ее энтузиазм, ее страстную веру в будущее своей родины, уверелч ность в силе и мужестве русского человека.
Произведения Тургенева исполнены высокой нравственной чистоты, искреннего и задушевного чувства.
Салтыков-Щедрин указывал, что, как ни замечателен был сам по себе художественный талант Тургенева, тайна глубокой симпатии к нему со стороны мыслящих людей заключалась в том, что «воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений», что он проводил в своих произведениях «общечеловеческие идеалы», «в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты»3. В письме к П. В. Анненкову по поводу романа «Дворянское гнездо» великий сатирик писал: «Что можно сказать о всех вообще произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора?. Это, именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом.»‘. «Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «добрые чувства», то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев»
В 40-е годы появляются новые писатели-реалисты, воспитанные критикой Белинского: Герцен, Некрасов, Гончаров, молодой Достоевский, Григорович и другие, сотрудничавшие сначала в «Отечественных записках», а затем в «Современнике» — передовых журналах эпохи. К этой блестящей плеяде принадлежит и Тургенев.
Конец 30-х и 40-е годы — время, о котором сам Тургенев всегда вспоминал с чувством любви и благодарности. В это «замечательное десятилетие» он формируется и как человек и как писатель. Здесь истоки философского и эстетического мировоззрения Тургенева, его демократических, антикрепостнических взглядов. Московский, Петербургский и Берлинский университеты, в которых последовательно учился Тургенев, .незабываемые встречи со Станкевичем, философские занятия с Бакуниным, сближение с Грановским, поездки в Германию, Италию, Францию — чего еще мог пожелать тогда для своего интеллектуального развития молодой человек, увлекавшийся философией и литературой? Постепенно сложились духовное богатство, образованность, гуманные и поэтические стороны личности Тургенева.
Начавшееся в 1843 году знакомство Тургенева с Белинским сыграло огромную роль в судьбе начинающего писателя. Великий критик высоко оценил личность Тургенева. Сообщая о частых с ним свиданиях, Белинский писал своему приятелю В. П. Боткину: «Я несколько сблизился с Тургеневым. Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек. Беседа и споры с ним отводили мне душу. отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры. Русь он понимает. Во всех его суждениях виден характер и действительность».
Со своей стороны Тургенев искренно и глубоко полюбил Белинского. Моральный и литературно-эстетический авторитет великого критика был для Тургенева непререкаемым. Тургенев не поднялся до революционно-демократических устремлений Белинского, но его великий друг развил и укрепил и нем непримиримую вражду к крепостному праву, помог Тургеневу найти себя как писателя.