Мандельштам: Особенности творчества

Первый свой поэтический сборник, вышедший в 1913 году, Мандельштам назвал «Камень»; и состоял он 23 стихотворений. Но признание к поэту пришло с выходом второго издания «Камня» в 1916 году, в который уже было включено 67 стихотворений. О книге в большинстве восторженно писали многие рецензенты, отмечая «ю велирное мастерство», «чеканность строк», «безупречность формы», «отточенность стиха», «несомненное чувство красоты». Были, правда, и упреки в холодности, преобладании мысли, сухой рассудочности. Да, этот сборник отмечается

особой торжественностью, готической архитектурностью строк, идущей от увлечения поэтом эпохой классицизма и Древним Римом.
Не в пример другим рецензентам, упрекавшим Мандельштама в несостоятельности и даже подражании Бальмонту, Н. Гумилев отметил именно самобытность и оригинальность автора: «Его вдохновителями были только русский язык.да его собственная видящая, слышащая, осязающая, вечно бессонная мысль.» Слова эти тем более удивительны, что этнически Мандельштам не был русским. Настроение «Камня» минорное. Рефрен большинства стихотворений — слово «печаль» : «О вещая моя печаль»,
«невыразимая печаль», «Я печаль, как птицу серую, в сердце медленно несу», «Куда печаль забилась, лицемерка.» И удивление, и тихая радость, и юношеская тоска — все это присутствует в «Камне» и кажется закономерным и обычным. Но есть здесь и два-три стихотворения невероятно драматической, лермонтовской силы: .Небо тусклое с отсветом странным —
— Мировая туманная боль
— О, позволь мне быть также туманным
— И тебя не любить мне позволь.
Во втором большом сборнике «Tristia», как и в «Камне», большое место занимает тема Рима, его дворцов, площадей, впрочем, как и Петербурга с его не менее роскошными и выразительными зданиями. В этом сборнике есть цикл и любовных стихотворений. Часть из них посвящена Марине Цветаевой, с которой по свидетельству некоторых современников, у Мандельштама был «бурный роман». Не следует думать, что «романы» Мандельштама походили на игру «трагических страстей». Влюбленность, как отмечали многие, почти постоянное свойство Мандельштама, но трактуется оно широко, — как влюбленность в жизнь. Сам этот факт говорит о том, что любовь для поэта — все равно что поэзия. Любовная лирика для Мандельштама светла и целомудренна, лишена трагической тяжести и демонизма. Вот одно из них посвящено актрисе Александринского театра О. Н. Арбениной — Гильденбранд, к которой поэт испытал огромное чувство: За то, что я руки твои не сумел удержать,
— За то, что предал соленые нежные губы,
— Я должен рассвета в дремучем акрополе ждать.
— Как я ненавижу пахучие древние срубы!
Несколько стихотворений Мандельштам посвятил А. Ахматовой. Надежда Яковлевна пишет о них: «Стихи Ахматовой — их пять. — нельзя причислить к любовным. Это стихи высокой дружбы и несчастья. В них ощущение общего жребия и катастрофы». Мандельштам влюблялся, пожалуй, до последних лет жизни. Но постоянной же привязанностью, его вторым «я» оставалось беспредельно преданная ему Надежда Яковлевна, его Наденька, как он любовно ее называл. Свидетельством влюбленного отношения Осипа Эмильевича к жене могут служить не только письма, но и стихи. Читатель может подумать, что Мандельштам во все времена писал только о любви, либо о древности. Это не так. Поэт одним из первых стал писать на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово народ не случайно фигурирует в его стихах. В 1933 году Мандельштам первый и единственный из живущих и признанных в стране поэтов, написал антисталинские стихи и прочел их не менее чем полутору десяткам людей, в основном писателям и поэтам, которые, услышав их, приходили в ужас и открещивались: «Я этого не слышал, ты мне этого не читал» Вот одно из них:
— Мы живем, под собою не чуя страны,
— Наши речи за десять шагов не слышны,
— А где хватит на полразговорца,
— Там припомнят кремлевского горца.
— Его толстые пальцы, как черви, жирны,
— И слова, как пудовые гири, верны,
— Тараканьи смеются глазища,
— И сияют его голенища.
— А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
— Он играет услугами полу людей.
— Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
— Он один лишь бабачит и тычет.
— Как подкову, дарит за указом указ —
— Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
— Что ни казнь у него — то малина
— И широкая грудь осетина.
Это стихотворение до недавнего времени хранилось в архивах Госбезопасности и впервые было напечатано в 1963 году на Западе, а у нас — только в 1987-м. И это не удивительно. Ведь каким должен быть смелым поэт, решившийся на такой дерзкий поступок. Многие критики расценивали его антисталинские стихотворения как вызов советской власти, оценивая его смелость, граничащую с сумасшествием, но, я думаю, такое мнение шло от желания видеть поэта с его сложной метафорикой, и как бы не от мира сего. Но Мандельштам был в здравом уме, просто с совершенно искренними чувствами он рисует атмосферу всеобщего страха, сковавшего страну в тот период времени. Это доказывают первые две строки этого стихотворения. Поэт вовсе не был политиком и никогда не был антисоветчиком, антикоммунистом.
Просто Мандельштам оказался инстинктивно прозорливее и мудрее многих, увидев жестокую, разрушавшую судьбы миллионов людей политику кремлевских властителей. Это просто своеобразное сатирическое обличение зла. Строка «Его толстые пальцы, как черви, жирны» выразительна, но, возможно, чересчур прямолинейна. А дальше? «И слова, как пудовые гири, верны, тараканьи смеются глазищья и сияют его голенища. В этих строках Мандельштам дает полное описание «кремлевского горца». И как к месту следующая деталь — «сияющие голенища» — непременный атрибут сталинского костюма. И вот пожалуйста — внешний портрет готов. Психологический портрет в следующих восьми строчках: двумя строками сначала идет оценка «тонкошеих вождей» — нукеров, окрещенных «полулюдьми».
Трудно придумать более великолепную характеристику для этих, чьи нравственные качества оказались ниже человеческих пределов, людей. Сталин расстреливал их братьев, сажал в тюрьмы жен, и не нашлось ни одного, кто бы восстал и отомстил за себя и за страну. Читая это стихотворение, мне невольно вспомнилась сказка о царе — самодуре, который постоянно кричал: «Казнить, или повесить, или утопить!» Только здесь, конечно, все гораздо более зловеще. Строчка «Что ни казнь у него — то малина», на мой взгляд, весьма выразительна: здесь и сладострастие от упоения властью, и утоления кровожадности. А строчка «.и широкая грудь осетина» — прямой намек на происхождение Сталина. А именно на легенду, говорившую об его осетинских корнях. Сталин к тому же вообще намекал, что он чуть ли не русский.
Мандельштам с сарказмом говорит о непонятной национальности советского правителя. Мне понравилось это стихотворение потому что оно бросает вызов политической и социальной жизни России. Я преклоняюсь перед смелостью Мандельштама, который один среди всей толпы, изнемогающей от несчастья, но живущей по принципу — «Нам все не нравится, но мы терпим и молчим», высказал всю свою критическую точку зрения на окружающее.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мандельштам: Особенности творчества