Мандельштам О. Э. – поэт “серебряного века”

О. Э. Мандельштам (1891-1938) – поэт “серебряного века”, дав­ший определение акмеизму как “тоски по мировой культуре”. Та­кое понимание акмеизма характеризует суть мировосприятия по­эта, для которого главным героем поэтических произведений становится образ времени, а самого себя Осип Мандельштам счита­ет “сыном века”, который должен сохранить основы мировой куль­туры: единство и гуманистическую направленность. Особое значе­ние в поэтике О. Мандельштама имеют различные ассоциации. Например, факт своего рождения поэт воспринимает

как знамение времени:
Я рожден в ночь со второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежном году – и столетья
Окружают меня огнем.
Творческий путь О. Мандельштама начался с поэтического сбор­ника “Камень” (1915), включавшего стихи 1908-1915 гг. Название сборника знаменательно, так как камень – ключевое понятие в художественном мировосприятии поэта, олицетворяющий образ времени, хранитель истории:
Есть внутренности жертв, чтоб о войне гадать,
Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить!
(“Природа – тот же Рим.”)
Особенности художественного стиля О. Мандельштама – отсут­ствие
ярких рифм, стремление к простоте:
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
(1908)
Основная тема поэтических произведений поэта – размышление над проблемами бытия, поиск “торжественной гармонии классициз­ма”. Художник познает мир, также как и любой другой человек:
Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот.
Неужели я настоящий
И действительно смерть придет?
Множество стихотворений О. Мандельштама изображают вещ­ный, предметный мир, характерный для поэтики акмеизма (“Фут­бол”, “Теннис”, “Кинематограф”, “Казино” и др.). Большое место от­ведено в сборнике “Камень” христианским мотивам. Поэт размышляет о вечном городе – Риме (“О временах простых и гру­бых.”, “Поговорим о Риме.” и др.), олицетворяющем традиции античной и христианской культуры. Одна из центральных тем по­эзии О. Мандельштама – петербургская. Образ Петербурга, дан­ный уже в “Камне”, раскрывается разными гранями на протяже­нии всего творческого пути поэта. Петербург – город, в котором сталкиваются разные времена, эпохи, культурные направления:Только там, где твердь светла,
Черно-желтый лоскут злится,
Словно в воздухе струится
Желчь двуглавого орла.
(“Дворцовая площадь”)
Из стихов 1916-1920 г. составлен следующий поэтический сбор­ник О. Мандельштама “Tristia” (1922), в котором желто-черные краски олицетворяют катастрофические изменения эпохи. Поэт расстается со старым миром, прежними образами, усиливается ощущение трагизма современного существования:
В Петрополе прозрачном мы умрем,
Где царствует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
И каждый час нам смертная година.
Петербург становится городом смерти, в котором действуют раз­рушительные силы истории. Последний поэтический сборник Ман – делыштама вышел в 1928 г. под названием “Стихотворения”. От­дельный раздел в нем составили “Стихи 1921-1925 гг.”. Пытаясь восстановить утраченную связь времен, ощущая всю катастрофич­ность эпохи, О. Мандельштам пишет о своем отношении к новому миру. Мотив кризиса века связан для поэта с личной бедой:
Холодок щекочет темя,
И нельзя признаться вдруг, –
И меня срезает время,
Как скосило твой каблук.
(1922)
Поэт чувствует собственную ненужность, оторванность от совре­менной действительности, приближение конца. В стихотворении “Век” (1922) он использует страшную метафору, характеризующую на­ступившую эпоху: “Век мой, зверь мой.”. С 1925 г. наступает перерыв в поэтическом творчестве Мандельштама. Он работает над сборником литературно-критических статей “О поэзии” и произведением под на­званием “Четвертая проза”, которое существовало в списках до 1971 г., когда было опубликовано в США. Эта проза содержит элементы испо­веди, памфлета и открытого письма, но в целом она определяет, по словам П. Нерлера, “диагноз нравственной деградации эпохи”.
Последним стал цикл “Воронежские стихи”, написанный во время ссылки поэта в Воронеж (1935-1937). В нем поэт выразил чувства пленника, находящегося “в размолвке с миром, с волей”. В мае 1938 г. Мандельштам вновь был арестован. Жизнь поэта тра­гически оборвалась в пересыльном лагере 27 декабря 1938 г. Но он успел сказать свое последнее слово о наступающей страшной эпохе:
Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на пол разговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
(1933)


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Локальные вычислительные сети и их разновидности.
Сейчас вы читаете: Мандельштам О. Э. – поэт “серебряного века”