Взаимосвязь поэзии и музыки
Из воспоминаний современников можно сделать вывод, что Осип Мандельштам с большей страстью, чем все его друзья-поэты, любил музыку, но никогда об этом не говорил. К музыке у него было какое-то целомудренное отношение. Словно тайная любовь к замужней женщине. В своих мемуарах Артур Лурье вспоминает: «Иногда он приходил ко мне поздно вечером, и по тому, что он быстрее обычного бегал по комнате, ероша волосы и улыбаясь, но ничего не говоря, и по особенному блеску его глаз я догадывался, что с ним произошло что-нибудь «музыкальное».
Собственно,
Как быстро тучи пробегают
Неосвещенною грядой,
И хлопья черных роз летают
Под этой ветреной луной.
И, птицы смерти и рыданья, Влачится траурной каймой Огромный флаг воспоминанья За кипарисною каймой.
И раскрывается с шуршаньем Печальный веер прошлых лет.
Свои стихи он, в отличие от других поэтов, сочинял, как композитор сочиняет музыку. Он долго носился с образами, что-то бормотал на ходу, словно запоминая мелодичный рисунок, потом записывал, добавлял, изменял.
Процесс писания занимал у него много времени. Например, «Ода Бетховену», по свидетельству
Я, как любитель поэзии вообще, а периода «серебряного века» в частности, замечаю, что даже у очень талантливых поэтов, таких, например, как Блок, Вяч. Иванов, контакт со звучащей, а не воображаемой музыкой не является насущной необходимостью. Их упоминания о музыке скорее носят отвлеченный характер. А поэт Мандельштам, на мой взгляд, исключение из этого правила. Живая музыка была для него непременным условием творчества. Стихия музыки подпитывала его поэтическое вдохновение.