Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного века. (О. Мандельштам)

В ранней лирике (1908-1916) О. Э. Мандельштама основная тема – ощущение одиночества незрелой психики в период взросления.
И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют.
Жизнь сравнивается с “омутом”, “злым и вязким”. Преобладает настроение смутной тоски, “невыразимой печали”. Но главным мотивом становится поиск цельности, жизненности, желание постигнуть “всего живого ненарушаемую связь”. “Сладкое лекарство” – радости бытия:
Немного красного вина, Немного солнечного мая – И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна.
Затем – все более глубокое постижение жизни как самореализации личности:
Дано мне тело – что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок.
Пока человек духовно одинок, он ощущает себя несвободным, связанным, “в клетке”. Стремление к духовному освобождению, стремление к идеалу становится той силой, что ведет Мандельштама “вперед”. Ощущение мира становится предметным, зримым, наполненным чувствами и красками.
На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви подымали И незаметно вечерели.
Это стихотворение отмечено уже силой изображения наполненности реального мира, а не “пустоты” его.
Хотя в течение 1912-1916 годов в душе Мандельштама “печаль поет”, на первом плане уже не “туманная боль”, а лирическая панорама жизни, ее осязаемый образ. Выделяется центральная тема творчества – всемирная, общечеловеческая культура.
Мандельштам не дает прямого изображения социальных конфликтов своего времени; он, сближая прошлое и настоящее, стремится показать ценность каждой ступени развитого человечества, ступени культуры. В связи с этим возникает тема Петербурга. Продолжая петербургские образы Пушкина, Гоголя, Достоевского, Некрасова, Мандельштам начинает новый тип городского пейзажа, насыщенного конкретно-историческим содержанием.
В 1914 году создано программное стихотворение “Посох”.
Посох мой, моя свобода – Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя?
Поиск ответа на этот вопрос проходит через все творчество Мандельштама, в его произведениях развивается идея единства мировой культуры. Русскую культуру Мандельштам видит универсальной, “эллинской” и вместе с тем “русской”. В годы Первой мировой войны мысль о взаимодействии культур разных времен и народов приобретает особое, активное звучание. В стихотворении “Зверинец” зверинцу противопоставляется “отверженное” слово “мир”, с которым связаны все достижения человеческой культуры.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Характеристика литературы эпохи возрождения.
Сейчас вы читаете: Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного века. (О. Мандельштам)