Злободневность комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» написана в первой половине XIX века. Вот уже на протяжении полутора веков она ставится на сценах различных театров нашей страны и не только.
Такой интерес обусловлен тем, что комедия «Ревизор» уже на протяжении всех этих лет остается злободневной. Россия царская, Россия советская, Россия демократическая. Но не меняются люди, сохраняются прежние порядки, отношения между начальством и подчиненными, поэтому когда мы читаем «Ревизора» сегодня, то узнаем современный город и его обитателей.
Воспитанники вырастают и поступают на государственную службу. И здесь — все одно и то же: пьянство, взяточничество, злоупотребление своим положением, чинопочитание. Достаточно вспомнить лишь некоторых героев комедии и их привычки: заседатель вечно пьян; Ляпкин-Тяпкин уверен в том, что если он берет взятки борзыми щенками, то это не преступление; чиновники присвоили деньги на строительство церкви, которая якобы сгорела; купцы жалуются на то, что городничий берет у них по собственному усмотрению любую ткань или другой товар; Добчинский утверждает, что, «когда вельможа говорит, чувствуешь страх».
Жены чиновников воспитаны на журналах, выписываемых из столицы, и местных сплетнях. Неудивительно, что приезд чиновника из Петербурга вызвал у них такой ажиотаж — провинциальные женихи были наперечет, а молодой галантный человек успевал ухаживать и за женой и за дочерью городничего. Впрочем, Хлестаков был идеалом не только в глазах дам; но и всех остальных обитателей уездного города. Его фантастическим россказням поверили, потому что их содержание соответствовало мечтам каждого: первый дом в Петербурге, тысячи курьеров, друзья — иностранные послы и им подобные, суп прямо из Парижа. Поэтому и городничий не сразу поверил в то, что Хлестаков обещал жениться на Марье Антоновне. Когда же об этом узнали и другие обитатели уездного города, то их зависти не было предела. И как они злорадствовали, когда узнали, что ревизор был ненастоящий!
Таким образом, все пороки, осмеянные Гоголем в «Ревизоре», — вечны и вненациональны. Это лицемерие, двуличность, пошлость, зависть, взяточничество, невежество. Поэтому это произведение останется злободневным, пока человечество не изменит свой нравственный облик.