Персонаж поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Литературные источники образа Ноздрева образы лгунов и хвастунов в драматургии Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, И. А. Крылова, а также Загорецкий из комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, Глаздурин из романа Ф. В. Булгарина “Иван Выжигин”. В образе Ноздрева развиты черты гоголевских персонажей Ихарева и особенно Хлестакова.
Образ Ноздрева представляет тип “разбитного малого”, кутилы “неугомонной юркости и бойкости характера”, “исторического человека”, ибо Н. всякий раз попадает в историю: либо его

выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо он напивается в буфете, либо врет, будто держал лошадь голубой или розовой масти. Н. также охоч до женского пола, по его выражению, не прочь “попользоваться насчет клубнички” (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает “смазливая нянька”).
Главная страсть Ноздрева “нагадить ближнему”: Ноздрев распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть Н. общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе. По Гоголю, подобно Н.,
гадит человек “с благородной наружностью, со звездой на груди” (“И нагадит так, как простой коллежский регистратор”). Фамилия Ноздрев метонимия носа (происходит абсурдное двойное отделение: ноздрей от носа, носа – от тела).
Ряд пословиц и поговорок соотносится с образом и характером Н.: “совать нос не в свое дело”, “любопытной Варваре нос оторвали”, “остаться с носом”, “держать нос по ветру” (ср. у Гоголя: “Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами.”). Портрет Н. также построен на метонимии лица (бакенбарды) и согласуется с его метонимической фамилией: “возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних”.
Вещи вокруг Ноздрева тождественны его хвастливой и азартной натуре. С одной стороны, они иллюстрируют хаотичность, беспорядочность Н., с другой – его гигантские претензии и страсть к преувеличениям. В доме Н. все заляпано краской: мужики белят стены. Ноздрев показывает Чичикову и Мижуеву конюшню, где стойла в основном пустые; пруд, где раньше, по словам Н., “водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку”; псарню с густопсовыми и чистопсовыми, “наводившими изумление крепостью черных мясов”; поле, где Н. ловил зайца-русака за задние ноги. Кабинет Н. отражает его воинственный дух: вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: “Мастер Савелий Сибиряков” (алогизм Гоголя подчеркивает абсурдность вранья Н.).
Шарманка Ноздрева играет воинственную песню “Мальбруг в поход поехал”. Метонимический принцип в образе Н. последовательно проводится Гоголем: дудка в шарманке Н. совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: “Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна”. Даже блохи в доме Н., всю ночь кусавшие Чичикова, как и Н., “пребойкие насекомые”.
Энергичный, деятельный дух Н., в противоположность праздности Манилова, тем не менее лишен внутреннего содержания, абсурден и в конечном счете так же мертв. Н. меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку – не ради выгоды,




Phonetics is a branch of linguistics.
Сейчас вы читаете: Персонаж поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”