Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния всеобщего,
Н. Гоголь
Комедия «Ревизор», написанная Н. В. Гоголем, несомненно, принадлежит не только к классике мировой драматургии, но и к произведениям, которые с первого мгновения захватывают читателя и не отпускают его внимания до последней страницы. Сюжет комедии был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным, высоко ценившим литературный талант молодого писателя с его «способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого».
Комедия, созданная Гоголем, не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ее цель не только развлечь читателя остроумной шуткой, которую судьба сыграла с чиновниками города N, но и заставить его задуматься о себе, о своем окружении.
В бессмертном произведении Гоголя на самом деле очень мало придуманного. На примере маленького уездного городка Гоголю удалось показать то, что было характерно для всей огромной России того времени: чиноугодничество, взяточничество, карьеризм, казнокрадство, произвол чиновников. Таким образом, ситуация, описанная в комедии, могла возникнуть практически в любом городе.
Целую галерею русских типов вывел на сцену Гоголь в своей комедии. Бесконечно забавным кажется иногда поведение чиновников, чьи образы Гоголь создавал с изрядной долей иронии. Невозможно забыть изворотливого карьериста городничего, никогда не пропускающего своей выгоды и привыкшего хватать все, что плывет ему в руки. С большим юмором описан «вольнодумец» судья Ляп-кин-Тяпкин, уверенный в своей непогрешимости из-за того, что берет взятки борзыми щенками. Горькую улыбку вызывает образ попечителя богоугодных заведений Земляники, в больнице которого люди не только недоедают и ходят грязные, но и «мрут, как...

мухи» из-за недостатка лекарств.
А вот на сцене сам Хлестаков! Лентяй и бездельник, безудержный хвастун и врунишка ну как к такому относиться серьезно! Однако же чиновники города принимают его как «государственного служащего». Чем не ревизор: смотрит свысока, говорит красиво, взятки берет, рассказывает небывалое. Знаменитый и уважаемый человек этот Хлестаков!
Таким образом, мы ясно видим, что комедия «Ревизор» это не выдумка, не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Тех же, кого эта комедия возмутила больше всех, хочется направить в самое начало, к эпиграфу, который является достойным ответом Гоголя своим критикам: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
Если внимательно приглядеться, можно заметить, что в комедии нет положительного героя. Оценивают и обдумывают действия и поступки действующих лиц сами зрители и читатели. Ограниченность, глупость, приспособленчество чиновников города вызывают смех, и этот смех единственное «честное лицо» в комедии, ведь он связывает действие на сцене с живым откликом зрителей.
«Чему смеетесь? над собой смеетесь!.» говорит городничий залу по воле автора.
Гоголь достиг своей цели «собрать в одну кучу все дурное в России. и за одним разом посмеяться над всем». Но писатель смеется не один он смеется с нами, и в этом сила комедии.
После прочтения «Ревизора» я никогда уже не забуду смысл слов великого Гоголя: «О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха. Он не отнимает ни жизни, ни имения у виновного; но он ему силы связывает, и, боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила.»



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Загрузка...

Роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»