Мотив путешествия в произведениях Н. В. Гоголя
Одним из писателей, отправивших своих героев в путешествие по России, является Николай Васильевич Гоголь. Герои двух его произведений совершают поездки по России. В комедии «Ревизор» Хлестаков едет из Петербурга в поместье отца, а в поэме «Мертвые души» Чичиков разъезжает по России, скупая души умерших крестьян. Но в «Мертвых душах» автор дает более полное описание России: если в комедии автор ограничивается описанием уездного города, то в поэме он описывает и губернский город NN. и деревни помещиков, этим писатель вводит в повествование
Следует отметить, что Гоголь ни в том, ни в другом произведении не указывает, в каком городе происходит действие. Это сделано для того, чтобы показать — картина города NN и его окрестностей типична для России. Писатель сам говорит о том, что «город никак не уступал другим губернским городам», то есть был на них похож. Главное, что в нем сразу же бросается в глаза, — это «желтая краска на каменных домах» и «серая на деревянных». Желтый цвет символизирует болезненное, нездоровое состояние, а так как этим цветом выкрашены каменные
Город застроен беспорядочно. Гоголь пишет, что «местами дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу.». В этом, помоему, проявляется нелюбовь жителей к порядку. В комедии «Ревизор» один из героев говорит, что если построить забор, то вокруг него сразу вырастают кучи мусора. Так как образ города в этих произведениях («Ревизор» и «Мертвые души») является обобщенным образом всех городов, то можно сказать, что дома, затерянные среди «нескончаемых заборов», погрязли в горах мусора. Замечание писателя о том, что «мостовая везде была плоховата», свидетельствует о невыполнении начальством своих обязанностей. Жители города также не утруждают себя наведением порядка. Это подтверждают облезлые, «почти смытые дождем» вывески с кренделями и сапогами. Город, описанный Гоголем, выглядит больным, грязным и неопрятным.
Следующим пунктом путешествия Чичикова является деревня. Российская деревня изображается также отвратительной. Во время поездки Чичикова к Манилову писатель дает сельский пейзаж. Это достаточно унылая картина: «.по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор». Это состояние природы полностью соответствует состоянию деревни. Про дома крестьян автор пишет, что это «постройки, похожие на старые складенные дрова, покрытые крышами с разными деревянными под ними украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников». Такая бесформенность крестьянских домов говорит о их непритязательности, возможности жить в самых тяжелых условиях, но одновременно и о низком культурном уровне, так как жить в домах, похожих на сараи, могут животные, а не люди. Показательно в этом плане то, что вместе с людьми в одном строении живут животные («Бабы с толстыми лицами и перевязанными грудями смотрели из верхних окон; из нижних глядел теленок или высовывала слепую морду свою свинья»). Слова автора, что это «виды известные», говорят о типичности такой картины. И всетаки между деревнями существует различие. Это связано прежде всего с характером помещика, который ею владеет. Так, деревня Собакевича поражает тем, что дома мужиков «срублены были на диво. все было пригнано плотно и как следует». Даже колодцы были сделаны из такого крепкого дуба, который шел «на мельницы да на корабли». А у Плюшкина все деревянные строения отличаются «особенной ветхостью»: «бревно на избах было темно и старо», «многие крыши сквозили, как решето», «окна в избенках были без стекол», все строения «покосились и почернели даже не живописно». Но деревни помещиков объединяет беспорядочность расположения домов. Это присуще владениям Манилова, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Про расположение изб в деревне Коробочки Гоголь написал, что они были «выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы».
Во время путешествия Чичикова Николай Васильевич постепенно раскрывает свое отношение к крестьянам. Нельзя сказать, что он идеализирует русский народ. Но в лирических отступлениях автор пишет, что наш народ носит в себе залог сил, «полный творящих способностей души». И это проявляется в «собственном слове» народа, потому что оно часть его «собственного характера». Писатель говорил, что «нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы изпод самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово». Так как слово есть часть «собственного характера» народа, то русский народ тоже бойкий, сердечный.
Из путешествия Чичикова можно сделать вывод, что Россия — страна грязная, необустроенная, но у нее великолепный народ.
В ответ на замечание Аксакова, что современная русская жизнь не дает материала для комедии, Гоголь сказал, что это неправда, что комизм кроется везде, что, живя посреди него, мы его не видим; но что. Похоже, что в этой фразе и заключается общий смысл новаторства Гоголя в драматургии: основной задачей становится перенос комизма повседневной жизни на сцену. Как сказал в одной из своих статей Григорьев, . Город предельно иерархичен, внутри него сосредоточено развитие всей комедии. Гоголь создает новаторскую ситуацию, когда раздираемый внутренними противоречиями город становится способным к цельной жизни, благодаря общему кризису, общему чувству страха перед высшими силами. Гоголь охватывает все стороны общественной жизни управления, но без, в. В сказано: . В его комедии при широкой системе должностных лиц выведен большой диапазон духовных свойств: от добродушной наивности почтмейстера до каверзничества Земляники. Каждый персонаж становится своего рода символом. Но определенное психологическое свойство соотносится с персонажем не как его главная черта, а скорее как диапазон определенных душевных движений (почтмейстер, как говорит сам Гоголь, , но с не менее простодушным ехидством он при чтении письма Хлестакова трижды повторяет: ). Все чувства героев переводятся из искусственного в сферу их реального проявления, но при всем при этом человеческая жизнь берется писателем во всей ее глубине. И когда Бобчинский говорит Хлестакову: . Гоголь показывает в этой просьбе стремление, самое высокое мгновение его жизни. В своей пьесе Гоголь старается ограничить комические эффекты. это комедия характеров. Мы смеемся, по словам Гоголя, не над персонажей, а. Комическое в пьесе подчинено обрисовке типов, возникает из проявления их психологических и социальных свойств. В Гоголь пишет: , явно рассчитанный на читателя, что дало критикам повод говорить об общей несценичности комедии. И, хотя комедия действительно очень тяжела для сценического воплощения, и сам Гоголь писал о неудовлетворенности ее постановками, комедия всетаки была рассчитана именно на зрителя. Принцип соблюдается, и кроме: в зал реплик нет. Но Гоголь впервые в русской комедии рисует не отдельный островок порока, в который вотвот может нахлынуть добродетель, а часть единого целого. У него фактически нет обличении, как в комедии классицизма, критическое начало пьесы в том, что его модель города можно расширить до общероссийского масштаба. Широкое жизненное значение ситуации в том, что она могла возникнуть почти везде. В этом жизненность пьесы.