Сюжет “Вечеров на хуторе близ Диканьки”

Публикация в 1831 году первой части “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, а в 1832 году – второй засвидетельствовала появление нового писателя – Н. В.Гоголя, вышедшего на авансцену русского и европейского романтизма. Неподражаемая оригинальность “Вечеров” на долгое время создала им репутацию художественного феномена, не имеющего аналогий. Белинский в 1840 году писал: “Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?”
Созданное Гоголем, украинцем по происхождению, вливалось в русло широко распространившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни. “Здесь так занимает всех все малороссийское”, – писал автор в письме к матери. Публикации “Вечеров” вызвали открытый восторженный отзыв Пушкина. Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы. В их духовной близости, в творческом содружестве выразился прекрасный закон преемственности в художественном процессе. Белинский охарактеризовал это так: “Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, “состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа”. Открытие Гоголя состояло в том, что он обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была максимальная естественность.
В “Вечерах” – праздник народного духа. Но в них нет намека на наивный сентиментальный восторг. Достаточно обратить внимание на образ “издателя” Пасичника Рудого Панька, в сказовой интонации которого постоянно звучит ирония. Это – тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости. “Веселое плутовство ума”, которое Пушкин считал свойством народа, в “Вечерах” нашло многообразное выражение. Недаром почти в каждом рассказе свой повествователь, оригинальный художественный тип. Эта живописная пестрота стилей близка сложной и веселой гамме чувств и страстей украинских парубков, дивчин и их отцов, соединенных “Вечерами” в праздничный хоровод. Чувство гордости и восхищения своей родиной выражается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время.
Вспомним знаменитое начало одной из глав “Майской ночи”: “Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее”. Уже много лет русский и европейский читатель с большой отзывчивостью вглядывается в юных героев “Сорочинской ярмарки”, Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни. Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в “Вечере накануне Ивана Купала”, где открытие Гоголя состоит в невиданной психологической сложности повествователя – простодушного дьячка и почти романтического поэта. Богат мир народного мышления. В нем фольклор совмещается с трезвостью в восприятии реального, бытовое начало не противоречит национально-историческому чувству.
Поэтому во второй части “Вечеров” совершенно естественно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, “Страшная месть”, где звучание это всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Буруль – баша повесть претендует на вполне реалистическую трактовку темы. Но для полноты картины украинской ночи Гоголю нужна была в “Вечерах.” и такая повесть, как “Иван Федорович Шпонька и его тетушка”. Настроение повести рождено народным мышлением, которое не может не заметить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания. “Лукавство ума” здесь в метком 84 литература изображении типов, представляющих ничтожный помещичий быт. Так намечается эскиз “Мертвых душ”. Время создания “Вечеров на хуторе близ Диканьки”, их публикация и обсуждение среди читающей публики – счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Вечные образы в литературе это.
Сейчас вы читаете: Сюжет “Вечеров на хуторе близ Диканьки”