Развенчание «аристократов духа» в пьесах Горького
Развенчание «аристократов духа», противопоставляющих себя народу, дано писателем и в пьесе «Дачники»; сатирическая акцентировка здесь ясно проявляется в изображении таких героев, как Суслов, Басов, Шалимов, Калерия. Высокопарные рассуждения, красивые слова этих героев скрывают за собой душевную опустошенность, отсутствие воли, действия, творчества. В «Русских сказках», написанных после 1905 года, Горький подверг острому обличению разнообразные явления общественной жизни дореволюционной России. Писатель бичевал политический
С большой выразительностью черты сатирического изображения жизни проявились в очерках об Америке. Писатель глубоко раскрыл типические особенности того нового социального рабства, которое создал монополистический капитал. В очерке
Замечательные образы, проникнутые острым критицизмом, Горький создает в послеоктябрьских пьесах «Егор Булычов и другие», «Достигаев и другие». Перед нами предстает целая галерея людей, стремящихся отстоять, защитить обреченный на гибель старый буржуазный порядок, людей, воплощающих принцип капитализма — «человек человеку волк».
И по своему содержанию, и по художественным приемам обличение, сатира Горького во многом отличается от сатиры Гоголя. Но вместе с тем она близка и родственна основному пафосу гоголевского творчества. Развитие традиций Гоголя в творчестве Горького выражается не в частных моментах, а прежде всего в освещении важнейших явлений жизни, крупных социальных проблем. Разоблачая буржуазию, господствующие классы эпохи империализма, Горький отразил социальные процессы в свете революционных перспектив, перспектив строительства социализма.
На разных этапах творческой деятельности Горького его оценки Гоголя не оставались неизменными. В некоторых его высказываниях, как, например, в каприских лекциях по истории русской литературы, проявилось несомненное преувеличение реакционных черт мировоззрения и творчества Гоголя. Но эти суждения и оценки, обусловленные особенностями идейно-литературной борьбы определенного времени, не меняют общего отношения Горького к творцу «Мертвых душ» и «Ревизора».
Творческий опыт автора «Ревизора» и «Мертвых душ» получил достаточно широкое претворение В многонациональной литературе. Но эта большая тема требует особого рассмотрения, которое выходит за пределы замысла и плана данной книги. Вместе с выяснением роли гоголевских традиций в русской литературе XIX века представляется целесообразным проанализировать хотя бы в общих чертах восприятие творчества Гоголя в последующий период, в XX веке, и не только на родине писателя, но и в других странах, охарактеризовать его мировое значение.