Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор»
Комизм достигается и потоком эмоционально окрашенных слов и выражений. Таковы, например, многочисленные восклицания и вопросы в словах Анны Андреевны (конец действия), или каскад брани городничего в адрес купцов, или многочисленные крепкие эпитеты, отпущенные чиновниками в адрес Бобчинского и Добчинского в конце комедии. Подбор изобразительных художественных средств, метких просторечных слов. Комизм достигается и искусно подобранными изобразительными художественными средствами — гиперболами: «в семьсот рублей арбуз», «суп в
Анекдотический случай с «ревизором» произошел в глухом захолустном городишке, но типические явления жизни
В комедии кажется преувеличенным все ее содержание, до немой сиены включительно, которая представляет сама по себе момент величайшей гиперболизации. Каждая деталь в комедии представляется неправдоподобной, а вместе с тем комедия полна подлинной жизненной правды. В этом заостренном изображении жизненных явлений — исключительная сила гоголевского мастерства.
Гоголь в «Ревизоре» подверг разоблачению типические явления и социальные характеры своей эпохи. «Герои «Ревизора» представляют собою не измышление творческой фантазии писателя, они — верный сколок с действительности. Критик журнала «Молва» в статье, напечатанной в связи с постановкой на сиене и первым изданием «Ревизора», писал: «Имена действующих лиц из «Ревизора» обратились на другой день в собственные названия: Хлестаковы. Анны Андреевны, Марьи Антоновны, городничие, Земляники, Тяпкины-Ляпкины пошли под руку с Фамусовым, Молчалиным, Чацким, Простаковыми. Посмотрите: они, эти господа и госпожи, гуляют по Тверскому бульвару, в парке, по городу, и везде, везде, где есть десяток народу, между ними наверно один выходец из комедии Гоголя».
«Очень скромно одетый человек» отчетливо понимает положительное значение высмеивания общественных пороков: «В ней, как мне кажется, сильней и глубже всего поражено смехом лицемерие — благопристойная маска, под которою является низость и подлость; плут, корчащий рожу благонамеренного человека». И дальше он продолжает: «Я утешен уже мыслью, что подлость у нас не остается скрытою или потворствуемой, что там в виду всех благородных людей, она поражена осмеянием».
Положительно оценивает открытое высмеивание в комедии пороков, общественных ран господин Б. Не соглашаясь с господином П., который предлагает дурное «скрывать, а не показывать», господин Б. так развивает свои мысли: «По-вашему, нужно бы только закрыть, залечить как-нибудь снаружи эти, как вы называете, общественные раны, лишь бы только покамест они не были видны, а внутри пусть свирепствует болезнь — до того нет нужды.
Подлинный гражданин, Гоголь, преклоняясь перед богатырской натурой своего народа, признавал, что одним из важнейших свидетельств силы и мощи русского народа является великий и могучий русский язык, полнозвучностью и меткостью которого Гоголь всегда восхищался. «Выражается сильно российский народ!» — восклицал Гоголь в «Мертвых душах» и продолжал: «А уж куда бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам-самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а вылепливает сразу, как паспорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы — одной чертой обрисован ты с ног до головы!»
Восторгаясь богатством русского языка, Гоголь писал: «В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из церковно-библейского, а, с другой стороны, выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанию человека, — язык, который сам по себе уже поэт».
Гоголь, развивая реалистические традиции Пушкина, явился вместе с ним одним из основоположников современного литературного языка. Он продолжал путь, проложенный его великим учителем по линии демократизации языка и дальнейшего сближения книжного литературного языка с бытовой разговорной речью.