Исследование образа Собакевича


В углу гостиной у Собакевича “стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” (90). Такое детальное описание мебели символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Он врастает в окружающую обстановку, как улитка в свою раковину. Внимательный Чичиков устанавливает “какое-то странное сходство”, связь убранства жилища с хозяином дома. Иначе говоря, характер персонажа раскрывается во всей полноте только в свете окружающего его предметно-вещного мира.
Плюшкин пытается угостить Чичикова “сухарем из кулича, который привезла Александра Степановна” (напомним учащимся, что дочь помещика “с двумя малютками” приезжала задолго до визита Павла Ивановича, а сухарь, по справедливому предположению хозяина, “сверху, чай, поиспортился”). Деталь эта отнюдь не случайная: она укрупняется, тяготеет к поэтическому символу. Засушенный кулич как бы символически подтверждает, что душа Плюшкина ссохлась, истлела под влиянием социальных, экономических, моральных факторов.
В символический образ вырастает знаменитая “куча”, груда мусора, обозначающая бесполезность, безрезультатность накопленного богатства. В пыльную кучу в углу комнаты Плюшкин тащит


все, что ему попадалось: “бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок”, краденое у зазевавшейся бабы ведро. Венчают эту груду “отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога” (108 – 109). Такая яркая деталь – свидетельство того, что ненасытная скупость хозяина дошла до последней крайности.
Следует объяснить учащимся, что у Гоголя с алогизмом описаний, с особой подачей деталей бытовой обстановки, материального мира, в сфере которого живет герой, связано гротескное начало. И это понятно. Писатель-сатирик, создавая образ, применяет особые принципы типизации. Сатирический персонаж имеет свойство быть чрезвычайно емким, резко преувеличенным, укрупненным. Гоголь сознательно заостряет, гиперболически подчеркивает в характере персонажа ведущие комические черты с целью наиболее полного выявления его сущности. Нелепость, необычность поведения пошлого героя, абсурдность вещей, окружающих его и имеющих над ним неограниченную власть, выступают проявлением гротескности действительности как ее атрибута.
Так, раскрывая сущность Манилова, автор показал не только “приятность” обхождения, праздную мечтательность, глупое прожектерство, чувствительность, но и безликость, аморфность этого персонажа, конкретные признаки оскудения его души, странность, почти фантастичность уклада его жизни.
Гротескное, абсурдное начало в поместье Коробочки проявляется и в переизбытке хозяйства, почти не управляемом владелицей, ощутимой стихии бытия, и в нелепом взаимодействии предметов, вещей, и в приготовленной для Павла Ивановича постели, “которая была почти до потолка” (46), и в том обилии яств, которыми Коробка решила “задобрить” (54) нежданного гостя в ответ на его обещание насчет “казенных подрядов” (“Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками. и невесть чего не было”) (55), и в такой детали, как дребезжащий “весьма странный экипаж”, в котором помещица приезжает в город, экипаж нарочито преувеличенных размеров, похожий на “толстощекий выпуклый арбуз, п



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Внешняя память озу кэш-память регистры.
Сейчас вы читаете: Исследование образа Собакевича