Исследование образа Собакевича

В углу гостиной у Собакевича «стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах. Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» (90). Такое детальное описание мебели символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Он врастает в окружающую обстановку, как улитка в свою раковину. Внимательный Чичиков устанавливает «какое-то странное сходство», связь убранства жилища с хозяином дома. Иначе говоря, характер

персонажа раскрывается во всей полноте только в свете окружающего его предметно-вещного мира.
Плюшкин пытается угостить Чичикова «сухарем из кулича, который привезла Александра Степановна» (напомним учащимся, что дочь помещика «с двумя малютками» приезжала задолго до визита Павла Ивановича, а сухарь, по справедливому предположению хозяина, «сверху, чай, поиспортился»). Деталь эта отнюдь не случайная: она укрупняется, тяготеет к поэтическому символу. Засушенный кулич как бы символически подтверждает, что душа Плюшкина ссохлась, истлела под влиянием социальных, экономических, моральных факторов.
/> В символический образ вырастает знаменитая «куча», груда мусора, обозначающая бесполезность, безрезультатность накопленного богатства. В пыльную кучу в углу комнаты Плюшкин тащит все, что ему попадалось: «бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок», краденое у зазевавшейся бабы ведро. Венчают эту груду «отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога» (108 — 109). Такая яркая деталь — свидетельство того, что ненасытная скупость хозяина дошла до последней крайности.
Следует объяснить учащимся, что у Гоголя с алогизмом описаний, с особой подачей деталей бытовой обстановки, материального мира, в сфере которого живет герой, связано гротескное начало. И это понятно. Писатель-сатирик, создавая образ, применяет особые принципы типизации. Сатирический персонаж имеет свойство быть чрезвычайно емким, резко преувеличенным, укрупненным. Гоголь сознательно заостряет, гиперболически подчеркивает в характере персонажа ведущие комические черты с целью наиболее полного выявления его сущности. Нелепость, необычность поведения пошлого героя, абсурдность вещей, окружающих его и имеющих над ним неограниченную власть, выступают проявлением гротескности действительности как ее атрибута.
Так, раскрывая сущность Манилова, автор показал не только «приятность» обхождения, праздную мечтательность, глупое прожектерство, чувствительность, но и безликость, аморфность этого персонажа, конкретные признаки оскудения его души, странность, почти фантастичность уклада его жизни.
Гротескное, абсурдное начало в поместье Коробочки проявляется и в переизбытке хозяйства, почти не управляемом владелицей, ощутимой стихии бытия, и в нелепом взаимодействии предметов, вещей, и в приготовленной для Павла Ивановича постели, «которая была почти до потолка» (46), и в том обилии яств, которыми Коробка решила «задобрить» (54) нежданного гостя в ответ на его обещание насчет «казенных подрядов» («Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками. и невесть чего не было») (55), и в такой детали, как дребезжащий «весьма странный экипаж», в котором помещица приезжает в город, экипаж нарочито преувеличенных размеров, похожий на «толстощекий выпуклый арбуз, п

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)