Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение в обществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Люди не стремятся к лучшему, не интересуются науками и искус-ством, не пытаются оставить потом-кам никакого духовного наследия. Их цель — богатство. В своем стремлении
к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать, обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым не безразлична судьба России. И, конечно же, НВГ не мог оставить это без внимания. Смысл названия «М-ых душ» очень символичен. Г не жалеет красок, показывая читателю духовное убожество, грозящее Рос-сии. Мы можем только посмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков про-ходит перед читателем по мере продвижения сюжета «М-ых душ», направление этого движения очень знаменательно. Начав изображение помещиков с пустого праздного мечтателя и фантазера Манилова,
Г. завершает эту портретную галерею «страшной прорехой на человечест-ве» — Плюшкиным. Где-то посереди-не между ними находится Ноздрев. Есть в нем что-то от безумных фантазий Манилова и что-то от жадности Плюшкина. Впервые мы встречаемся с Н в городе NN и ничего особенного про него не узнаем, кроме того, что он карточный шулер. Но на пути в усадьбу Собакевича дороги Н-ва и Ч-ва пересекаются еще раз. И тут Г не пожалел красок, чтобы описать привычки и характер этого поме-щика. На мой взгляд, Н — один из наиболее нелепых персонажей поэмы. В нем нелепо все: смешная манера хвастаться, явная чепуха, которую он порою несет, не думая о последствиях, и многое-многое другое. Г называет его разбитным парнем, и это так. Н живет сегодняшним днем и не думает о завтрашнем: выиграв в карты, он весь свой выигрыш обменивал на всякие ненужные вещи, которые на следующий же день проигрывались другому, более удачливому игроку. Автор говорит, что это происходило вследствие какой-то «неугомонной юркости и бойкости характера». Эта же бойкость и заставляла Н совершать другие необдуманные поступки, такие, как его чрезмерное хвастовство. Все, что находится у Н, самое лучшее, самые породистые собаки, самые дорогие лошади, однако, на самом деле зачастую хвастовство даже не имеет под собой реального основания. Его владения заканчиваются чужим лесом, но это не мешает Н называть его своим. Этот помещик постоянно попадает во всевозможные истории: то его выведут из дворянского собрания, то он будет участвовать в «нанесении помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде». Есть еще одна черта Н, которая заслуживает особого внимания: он любил гадить знакомым людям, и чем ближе был он знаком с человеком, тем сильнее насаливал ему помещик. Он расстраивал свадьбы, торговые сделки, никогда не считал свои проказы чем-то оскорбительным, и был частенько удивлен, узнав об обиде какого-либо знакомого. Несмотря на то, что в произведении присутствует изряд-ная доля юмора, «М д» можно назвать «смехом сквозь слезы». Что ждет Россию: полная потеря духовности или полная неспособ-ность к серьезным поступкам? Этот вопрос мучает автора. Люди мало изменились, поэтому «М д» — это предостережение и для нас.