Жанровое своеобразие пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”

План сочинения
1. Вступление. Гоголь-драматург и традиция.
2. Основная часть. Жанровое своеобразие пьесы “Ревизор”.
– Принцип трех единств в “Ревизоре”.
– Движение пьесы и характеры.
– Наличие двух конфликтов в сюжете. Социальная проблематика.
– “Ревизор” как комедия положений.
– Реализм особого типа.
3. Заключение. Новаторство Гоголя.
Создавая “Ревизора”, Гоголь стремился написать “высокую общественную комедию” в духе Аристофана. В комедиях Аристофана сочетаются “грубый

комизм и гротеск с социальным пафосом, политической сатирой, литературной пародией. Часто в смешном виде изображаются “отцы города”. Особое значение придается завязке конфликта: она должна появляться с первых реплик героев и немедленно вовлекать в действие всех персонажей.”[1]. Все эти черты присутствуют и в “Ревизоре”. Кроме того, конечно же, Гоголь опирался и на традиции европейской и отечественной драматургии. Тип хвастуна и лгуна был разработан в комедиях Плавта, Шекспира, Мольера, Княжнина, Хмельницкого, Шаховского. Похожий сюжет уже был разработан Г. Квитко-Основьяненко в его комедии “Приезжий
из столицы, или Суматоха в уездном городе”. Гоголь же создал совершенно оригинальный образ: его Хлестаков противостоит “комедийному плуту. как тип ненадувающего лжеца, не преследующего в игре определенной, заранее поставленной перед собою цели”[2]. Отметим также и жанровое своеобразие пьесы Гоголя: нарушение драматургом принципа трех единств, отсутствие в комедии любовной интриги и положительных героев, наличие двух интриг в сюжете, наличие элементов комедии положений и комедии характеров, фантасмагоричность стиля.
Попробуем рассмотреть жанровые особенности произведения более подробно. Посмотрим, насколько соблюдает писатель в “Ревизоре” традиционный драматургический принцип трех единств. В пьесе пять актов, действие сосредоточено вокруг Хлестакова и развивается очень четко, стройно. Гоголь стремится к большей концентрации сюжета, цельности действия, убирая все лишнее, замедляющее. Принцип единства действия, таким образом, сохранен. Гоголь лишь немного нарушает принцип единства времени и единства места: события пьесы развиваются в течение двух суток: в доме Городничего, затем в гостинице, потом – снова в доме Городничего.
В “Ревизоре” мы не видим положительных героев, характеры же всех действующих лиц даны уже сложившимися, определенными. Вместе с тем пьесе присущ психологизм. В. И. Немирович-Данченко отмечает, что действие в комедии целиком основано на характерах, на психологии персонажей, а не на внешней интриге. Сценические толчки Гоголь находит не в “событиях, происходящих извне, – прием всех драматургов мира, – откуда эта бедная событиями жизнь небольшого русского городка может давать интересные внешние события? – Гоголь находит сценическое движение в неожиданностях, которые проявляются в самих характерах, в многогранности человеческой души, как бы примитивна она ни была”[3]. Отсюда – реалистичность мотивировок поступков героев и происходящих событий. Например, вот как мотивирует автор чтение Шпекиным письма Хлестакова в финале. Еще в первом действии мы узнаем, что этот персонаж – любитель читать чужие письма “больше из любопытства”. Письмо же ревизора адресовано в “Почтамтскую улицу”, из чего Шпекин заключил, что петербургский чиновник “нашел беспорядки по почтовой части”. Таким образом, все сходится в развязке комедии.
В сюжете комедии отсутствует традиционная любовная линия. Флирт Хлестакова с женой и дочерью Городничего – это не что иное, как пародия на любовную интригу. Основной акцент в пьесе сделан на общественных отношениях. В основе сюжета лежат события социального характера, те явления быта, которые характеризуют наиболее существенные стороны современной автору России. Вместе с тем в пьесе нет обличительных инвектив, характерных для комедий Просвещения и классицизма. Только последняя реплика Городничего (“Чему смеетесь? Над собой смеетесь!”) напоминает нам о них. Также отметим наличие двух конфликтов в сюжете комедии – реального и фантастического, так называемой “миражной” интриги.
Пьесе “Ревизор” присущи черты комедии положений. Однако эти черты не имеют в произведении самостоятельного значения. В “Ревизоре” есть еще несколько сцен в духе водевиля, в традиции “грубой комики”. Так, Городничий вместо шляпы собирается надеть бумажный футляр. Комично содержание записки, полученной Анной Андреевной от мужа. Она не может понять ее смысла: “Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра?” Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, будучи на приеме у Хлестакова, от волнения закуривает сигару не с того конца и роняет ее. Городничий уверяет Хлесткаова, что “унтер-офицерская вдова сама себя высекла”. Квартальные, проявляя большое усердие в наведении порядка, пытаются поднять лежащую на полу бумажку и впопыхах толкают друг друга. Наконец, Бобчинский и Добчинский сталкиваются лбами, подходя к Анне Андреевне, чтобы поздравить ее с обручением дочери. Однако все эти моменты, как мы уже отмечали выше, не имеют самостоятельного значения в пьесе, которая построена как комедия характеров. Все эти забавные недоразумения скорее сопутствуют основному повествованию, но никогда не становятся самостоятельными источниками и причинами действия.
“Ревизор” – реалистическая пьеса. Однако это реализм особого рода, это так называемая “несмешная комедия”, “смех сквозь слезы”, “скука сквозь слезы”. Мы не можем сопоставлять “Ревизор” с пьесами Чехова или Островского. Поэтика Гоголя – поэтика исключительного, странного. Но странное, абсурдное у Гоголя тонко вплетено не в сюжет, а в стиль. И тон этим странностям задает уже сон Городничего и его “персонажи” – крысы “необыкновенные”, “неестественной” величины. Эта характеристика задает тон всей пьесе. В. Г. Белинский писал, что “сон городничего о крысах открывает цепь призраков, составляющих действительность комедии”[4]. И действие комедии на самом деле развивается странно. Городничий, видавший виды чиновник, вдруг оказывается обманут “сосулькой”. “Сосулька” же пишет в Петербург письмо, в котором содержится много здравых замечаний о городских чиновниках. Сам автор рассматривал Хлестакова как “фантасмагорическое лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкою бог весть куда”[5]. Наконец, сама фигура невесть откуда взявшегося Жандарма в финале почти фантастична. Он повергает присутствующих в шок, заставляя их онеметь и окаменеть. Что же так напугало городское общество? Исследователи иногда сближают этого персонажа с гоголевским чертом, который у писателя тоже имел обыкновение появляться неожиданно. Именно в таком ракурсе, очевидно, рассматривал эту сцену К. С. Станиславский, полагавший, что в этот момент на сцене должна сгуститься тьма. В этом ракурсе мы можем говорить о последнем эпизоде как о сцене возмездия людям за их грехи.
Таким образом, отметим жанровое новаторство Гоголя, отказавшегося от внешне занимательного сюжета, любовной интриги, положительных героев. Свою задачу писатель видел в том, чтобы исследовать призрачную и абсурдную российскую действительность. И этой задаче было подчинено все течение пьесы.
1. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М., 2002, с. 209-210.
2. Манн Ю. В., Самородницкая Е. И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 122.
3. Манн Ю. В., Самородницкая Е. И. Гоголь в школе. М., 2008, с. 98.
4. Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924, с. 100.
5. Там же, с. 100.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


What are the functions stylistics.
Сейчас вы читаете: Жанровое своеобразие пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”