“Мертвые” и живые души в поэме Н. В. Гоголя

В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” нашло отражение “все хорошее и дурное, что есть в России от нас” (Я. Гоголь). “Мертвые души” – это не только помещики и чиновники, это “безответно мертвые обыватели”, страшные “неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца”. Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, развивающееся по своей художественной логике, суть которой определена автором: “Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”.

На первый взгляд Манилов и Соба-кевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга. Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России.
Но герои “Мертвых душ” не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, “владельцы товара”, решают, как поступить с “мертвыми душами”: подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах
о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного порядка.
Чиновники губернского города, по словам Со-бакевича: “Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы”. Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком “индивидуальности” становится бородавка (“лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки”).
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем “небокоптителей” возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в “замашистом, бойком” русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-трбй-ки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.
Для “идеального” мира душа бессмертна, ибо она – воплощение Божественного начала в человеке. А в мире “реальном” вполне может быть “мертвая душа”, потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него “была точно душа”, лишь когда он стал “одно только бездушное тело”. Этот мир безумен – он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир “идеальный” – мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души – бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы – лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав “Мертвые души” поэмой.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Summary w s аракин.
Сейчас вы читаете: “Мертвые” и живые души в поэме Н. В. Гоголя