Быт и нравы Плюшкина

В поэме “Мертвые души” Н. В.Гоголь обличает крепостничество, уродливое, без-образное социальное явление. Писатель создает широкую картину жизни дворянства, по-казывает разнообразные типы человеческих характеров. Помещики-крепостники изобра-жаются в поэме по одинаковой композиционной модели: описание имения, портрет, ав-торская характеристика, интерьер дома, пейзаж, сцена угощения и диалог с Чичиковым по поводу “мертвых душ”. Все эти компоненты способствуют полной обрисовке того или иного характера.
Плюшкин в произведении завершает своеобразную портретную галерею помещиков. В его образе показана одна из разновидностей духовной смерти. Описание условий жизни этого героя свидетельствует о главных качествах характера. Степан Плюшкин вла-деет тысячей с лишним душ, но в его хозяйстве наблюдается полный застой и крайняя сте-пень ветхости: “бревно на избах было темно”; крыши “сквозили, как решето”; ограда “изломанная”; замок глядел “дряхлым инвалидом”; “плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах”.
Имение Плюшкина напоминало “вымершее место”. Трагизм всеобщего запустения и вымирания подчеркивает заброшенный сад. Он находится “позади дома”, символизируя прошлое героя, в котором у него была “живая” жизнь – приветливая жена, дети, частые гости в гостеприимном доме. После смерти жены к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее, скупее. Затем проклял дочь и сына, а когда умерла последняя дочь, ста-рик стал сторожем своих богатств. Но это богатство было хуже бедности. Оно копилось без цели, не находя не только разумного, но и какого-либо употребления. Плюшкин в бес-смысленном накопительстве опустился до крайней степени.
Своей внешностью герой похож в равной мере на старуху-ключницу и на нищего: “. если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош”. У Плюшкина не было зубов, а “маленькие глаз-ки. бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши”. Это сравнение указывает на ме-лочность, подозрительность, жадность героя. Как мышь тащит в нору все, что найдет, так и Плюшкин ходил по улицам своей деревни и подбирал всякий мусор: старую подошву, черепок, гвоздь, тряпку. Все это он тащил в дом и складывал в кучу.
Комната помещика поражала своей убогостью, беспорядком. Повсюду были нава-лены грязные или пожелтевшие от времени вещи и вещички. Автор в названии этих пред-метов использует суффиксы с уменьшительным значением, чтобы подчеркнуть, каким скрягой стал герой. Плюшкин складывал бумажки, кусочки, сургучики и т. д. Символич-ной является деталь в интерьере: “часы с остановившимся маятником”. Так и жизнь Плюшкина застыла, остановилась, лишилась связей с окружающим миром.
В сцене купли-продажи мертвых душ выразительно раскрывается главная черта ге-роя – скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы.
В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается дара речи. Жадность так “пропитала” его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться. Гоголь использу-ет интересную метафору: ” радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла.” Метафора “деревянное лицо” определяет сущность Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств. Плюшкин, как деревянный брусок, он никого не любит, нисколько не жалеет. Он может только на миг испытать что-то, в данном случае – радость от выгодной сделки.
Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого Плюшкин пережить не в со-стоянии.
Автор подчеркивает несоответствие между словами героя и его собственным пове-дением. Возникает следующая комическая ситуация: Плюшкин начинает возмущаться алчностью чиновников, берущих взятки: “Приказные такие бессовестные! Прежде, быва-ло, полтиной меди отделаешься да мешком муки, а теперь пошли целую подводу круп, да и красную бумажку прибавь, такое сребролюбие!” А сам помещик жаден до последней крайности. Из сцены купли-продажи “мертвых душ” можно узнать новые примеры его скупости. Так, у Плюшкина для всей дворни: и для малых, и для старых “были одни толь-ко сапоги, которые должны были находиться в сенях”. Или другой пример. Чичикова хо-зяин хочет угостить ликерчиком, в котором раньше были “козявки и всякая дрянь”, а ли-кер помещался в графинчике, который “был весь в пыли, как в фуфайке”. Гротеск помога-ет вызвать к Плюшкину чувство брезгливости и осуждения.
В сцене также показаны грубость и подозрительность Плюшкина. Он ругает слуг. Например, к Прошке обращается: “Дурачина! Эхва, дурачина!” А Мавру барин называет “разбойницей”. Плюшкин всех подозревает в воровстве: “Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить”. Плюшкин специ-ально прибедняется, чтобы “вырвать” у Чичикова лишнюю копейку. Характерно в этой сцене то, что Плюшкин долго торгуется с Чичиковым. При этом руки его от алчности дрожат и трясутся, “как ртуть”. Гоголь находит очень интересное сравнение, свидетельст-вующее о полной власти денег над Плюшкиным.
Автор в этой сцене создает еще одну яркую комическую ситуацию. Когда мы чита-ем диалог между Маврой и Плюшкиным, то сразу замечаем несоответствие. Ведь барин обвиняет прислугу в воровстве клочка бумаги. И за эту малость он грозит Мавре Страш-ным судом! Когда ключница нашла бумагу, то Плюшкину ничего не остается, как обви-нить Мавру в другом грехе, в излишней расточительности: “. ты схватишь сальную све-чу, сало дело топкое: сгорит – да и нет, только убыток, а ты принеси-ка мне лучинку!”
Авторская оценка персонажа беспощадна: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!” Писатель призывает молодых людей сохранить “все человеческие движения”, чтобы избежать деградации, чтобы не превра-титься в Плюшкина и ему подобных.
Описание быта и нравов героя выявляет все его отвратительные качества. Автор называет помещика “бесчувственным” и “пошлым”. Для него он – “странное явление”, “старичишка”. В слове “старичишка” используется уничижительный суффикс, потому что Гоголь не принимает образ жизни этого героя. Он нам показывает его “одеревенение”. Во второй раз метафора “деревянное лицо” встречается в ярком сравнении Плюшкина с утопающим. В сердце персонажа скупость заняла все место, и уже нет надежды на спасе-ние его души.
Образ Плюшкина важен для реализации идейного замысла всего произведения. Ав-тор в поэме ставит проблему деградации человека. Герой завершает портретную галерею помещиков, каждый из которых духовно ничтожней предшествующего. Плюшкин замы-кает цепь. Он – страшный образец нравственного и физического вырождения. Автор ут-верждает, что “мертвые души”, такие, как Плюшкин и другие, губят Россию.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Станционный смотритель хозяин человек.
Сейчас вы читаете: Быт и нравы Плюшкина