Фантастическое и реальное в повестях Н. В. Гоголя «Шинель» и «Ночь перед рождеством»
Н. В. Гоголь — совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много поразительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. М. Бахтин в работе «Рабле и Гоголь» писал, что основа комического у Гоголя — это карнавальность, когда все надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, все перемешивается. Так, например, в «Ночи перед Рождеством» никто не удивляется и не боится, увидев ведьму или черта, но Петербург жителю Диканьки Вакуле
В «Шинели» же, если говорить об одурачивании, связанном с чем-то ирреальным, присутствуют только слухи о жизни Акакия Акакиевича после смерти. Кульминационным моментом, приводящим к развязке, в одном случае к — материальной смерти Башмачкина, а в другом — к исчезновению его призрака, является сцена грабежа. Эта сцена повторяется дважды. Отнимают в обоих случаях шинель, но один грабеж — совершенно реальное происшествие, а другой связан с мистикой. Интересно отметить общее в «Шинели» и в «Ночи перед Рождеством»: мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета, они, можно сказать, олицетворяются, персонифицируются. С вещами же связаны самые необыкновенные происшествия. В «Шинели» верхняя одежда, шинель, становится пределом мечтаний. Для Акакия Акакиевича это не только деталь гардероба, но и объект любви. Шинель порождает конфликт, трагический гротеск перерастает в фантастику. В «Ночи перед Рождеством» черевики — залог счастье для Вакулы, из-за них кузнец пускается в путешествие на черте. Есть в этом произведении еще одна вещь, еще один предмет, который надевают не в прямом, а в переносном смысле, мешок. В него вселяется не духовная субстанция, а вполне материальная: в один залезает Голова, в другой дьяк Чуб. Однако мир вещей в «Ночи перед Рождеством» и в «Шинели» существенно различается. В «Шинели» люди не имеют собственного лица, зато вещи и материальные ценности одушевляются, в «Ночи перед Рождеством» же почти каждый персонаж — яркая личность. Мир вещей и связанные с ними происшествия для жителей Диканьки не какая-то там подмена, но яркое дополнение к их духовной жизни. Тем более что черевики приносят счастье Вакула и Оксане, а шинель Башмачкину — только смерть. Общая тональность «Ночи перед Рождеством» более оптимистическая, чем в «Шинели», несмотря на то что ирония Гоголя одинаково присутствует как в описании любующейся собой Оксаны, в сцене крещения Акакия Акакиевича, так и в других эпизодах. В «Ночи перед Рождеством» сцены повседневного быта, а также предпраздничные нереальные происшествия пронизаны юмором и искрометным весельем. В «Шинели» же — смех сквозь слезы, комическое обнаруживается здесь только с появлением «завуалированной фантастики», следуя терминологии Ю. Манна. Элементы ирреального, необычного присутствуют практически во всех произведениях Гоголя. Гипербола, гротеск, «завуалированная» и явная фантастика помогали писателю рассмешить зрителя и читателя, а смехом, по мнению Гоголя, можно вылечить все болезни в обществе — как народа, так и отдельных личностей. Традиции Н. В. Гоголя в использовании элементов фантастики позднее были продолжены М. А. Булгаковым в его произведениях «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Роковые яйца».