Исследование образа Плюшкина
Учащиеся, которые исследовали образ Плюшкина, сперва выделяют то место в лирическом отступлении в начале главы 6-й, где Гоголь указывает на свой излюбленный прием характеристики человека через окружающие его предметы, вещи, обстановку. В частности, по жилищу помещика автор «старался. угадать, кто таков сам помещик».
Далее школьники заостряют внимание на деталях, бросающихся в глаза Чичикову при въезде в деревню Плюшкина: «бревенчатая мостовая», на которой «бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз»; «особенная
Ужасающая картина запустения представляется и в доме Плюшкина, о чем красноречиво свидетельствуют такого рода «детали-предметы»:
Учащиеся подтверждают, что жизнь в усадьбе Плюшкина словно бы остановилась, ощущается атмосфера могилы, смерти. Вещи, заполняющие комнаты, представляют собой хлам. На всем в поместье лежит печать тлена. Поражает абсурдность бытия богатого помещика. Выразителен алогизм: «замок-исполин» в железной петле на главных воротах дома Плюшкина. Нелепость очевидна: запор на воротах — бессмысленность, ибо здесь нечего охранять. Все гниет, все превращается в пыль. Предметы, на которых задерживается взгляд Чичикова, несут на себе отпечаток характера их хозяина, превратившегося в тень от человека. Жажда стяжательства, накопительства, способствуя уничтожению созданных трудом крестьян ценностей, умертвила душу Плюшкина, привела его к полному нравственному падению.
По словам Ю. В. Манна, «излюбленный мотив Гоголя — неожиданное отступление от правила. «Игра природы» не только в домашней утвари, картинах, нарядах, но и в поступках и в мыслях персонажей» . Здесь учитель должен особо подчеркнуть, что «какая-то одна вещь, выделенная в произведении крупным планом, несет повышенную смысловую, идейную нагрузку, перерастая в символ. Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл.