Трагедия индивидуализма в романе «Идиот»
Трагедия индивидуализма переживается почти всеми персонажами романа. Обостренным чувством личности отличаются представители старого общества и новой демократической среды. Ганя Иволгин, стремящийся лишь к мещанскому благополучию и служебному продвижению, генерал Иволгин, его отец, вследствие униженного своего положения страдающий манией величия, Варвара, ущемленная унизительной для нее бедностью семьи, чиновник Лебедев, тянущийся к верхам в роли шута, душевно тонкая красавица Настасья Филипповна, ненавидящая хищников, развратников
Как верно заметила Е. В. Тюхова, «объективный смысл этого противопоставления социально-исторический. Все противостоящие Мышкину воспитаны в условиях буржуазно-капиталистической действительности — благодатной почвы для расцвета индивидуалистического начала в них. Отсюда — поглощенность
Почти все окружающие Мышкина отличаются нравственно-психологической сложностью. Индивидуалистическая настроенность мешает им свободно отдаваться чистым и непосредственным порывам сердца. «У каждого из них, — пишет А. П. Скафтымов,- самолюбие стоит у ворот живых влечений тоскующего одинокого сердца и всякую подымающуюся вспышку любви и нежности в жадном пожаре личного соревнования превращает в злобу и ненависть. Угнетенные самолюбием, люди забывают подлинные источники жизни, закрывают живые выходы сердца».
Мышкин противостоит всем как человек, который живет непосредственными влечениями сердца, умеет любить и быть счастливым. Смысл трагической судьбы «положительно-прекрасного человека» определяется его прямым столкновением не с банкирами и ростовщиками, а с лучшими представителями господского слоя. Имеется в виду прежде всего Аглая, сумевшая понять величие Мышкина как служителя идеала. Однако при всей обостренности нравственного чувства Аглая и ее мать связаны со старым миром преувеличенным чувством личности, болезненным самолюбием, мешающим их порывам любить. Когда Аглая конфузилась и краснела, она «сердилась на себя за это». Непомерное сознание личности выражается в «дикости и стыдливости» По словам матери, она -«девка самовластная, сумасшедшая, избалованная, — полюбит, так непременно бранить вслух будет и в глаза издеваться.». Аглая любит, по стыдится любви, «у нее чувство не может выйти через запруду самолюбия» (А. П. Скафтымов).
Покоряясь внутренней красоте князя Мышкина, Аглая вместе с тем не сумела понять главного его мотива — готовности братски объединиться с каждым и перед каждым смириться. Отсутствие самолюбия в нем она расценивает отрицательно. С гневной болью она разобщением личности с народом: «Человек в этом состоянии чувствует себя плохо, тоскует, теряет источник живой жизни, не знает непосредственных ощущений и все сознает. Если б не указано было человеку в этом состоянии цели, — мне кажется, он бы сошел с ума всем человечеством».