Величие поэтики Достоевского
Величие поэтики Достоевского поражает. Сквозь обыденность, казалось бы, статистического факта Достоевский проникает в бесконечные линии сил, пересекающиеся в факте и взрывающие его единичность, превращая факт в пробу, в сюжет, способный выявить скрытые для художника-натуралиста и часто непонятные современникам историко-философские и нравственные проблемы века. Тем самым Достоевский отдавал дань уважения прозаической, будничной негероической действительности XIX столетия, которую Гегель считал уже неспособной порождать великое искусство.
Достоевский сам сопоставил сюжет «Преступления и наказания» с тем истолкованием, которое могли бы ему дать люди более низкого эстетико-философского кругозора, представители психологического или социологического эмпиризма, В ироническом обороте Достоевский перебрасывает мост между концепциями вульгарных реалистов и позитивистской уголовной юриспруденцией. «Дело» Раскольникова
Раскольников шел навстречу своим обвинителям-упростителям. Он «почти и не пробовал защищать себя; на окончательные вопросы: что именно могло склонить его к смертоубийству и что побудило его совершить грабеж, он отвечал весьма ясно, с самою грубою точностью, что причиной всему было его скверное положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью по крайней мере трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой. Решился же он на убийство вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами. На вопросы же, что именно побудило его явиться с повинною, прямо отвечал, что чистосердечное раскаяние. Все это было почти уже грубо.».
Достоевский прибегал к этому приему уже в сороковых годах. В «Хозяйке» Ярослав Ильич, мелкий полицейский чиновник, переосмысливает со своей точки зрения мечтательный бред Ордынова, разбойническую жизнь Мурина и трагедию прекрасной Катерины. Пошлая интерпретация Ярослава Ильича подчеркивает с особой силой глубокий и сокровенный смысл повести Достоевского.