Сострадание есть единственный закон бытия человеческого Достоевский

Протест против социальной несправедливости – традиционная для русских писателей тема. В изображении “маленького человека” проявился величайший гуманизм и демократизм русской классической литературы. Помочь обществу осознать свою ответственность за судьбы тех, кто оказался “на дне” жизни, пробудить в “маленьком человеке” человеческое достоинство – вот что диктовало художнику обращение к этой теме.
Трагическая судьба “маленького человека” впервые была отражена в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), затем гениально продолжена Н. В. Гоголем в “Шинели”, где показан ставший классическим тип “маленького человека” Акакия Акакиевича Башмачкина. Прямым продолжением этого характера становится Макар Девушкин в “Бедных людях” Ф. М. Достоевского. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, – писал он. Придавленный нищетой, бесправием, бедный петербургский чиновник одарен доброй, сострадательной душой и способен на глубокие и сильные чувства. Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против равнодушия и безразличия к судьбе “бедных людей”. Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. Глубокое осмысление и высокохудожественное воспроизведение трагических сторон жизни увидел В. Г. Белинский в “Бедных людях”:

“Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “ведьэто тоже люди, ваши братья!”
Тема униженных и обиженных бедных людей находит свое продолжение в романе “Униженные и оскорбленные”, где изображена судьба неповинных и страдающих героев “пасмурной драмы большого города” (Л. Гроссман). Написанный в жанре мелодрамы, роман “Униженные и оскорбленные” рисует злодея-аристократа князя Валковского как воплощение нравственного падения, а его вольные и невольные жертвы показаны духовно просветленными, смиренными и благородными. Особенностью этого романа является то, что здесь Достоевский впервые обвинил в бессердечии и равнодушии к судьбам людей из “низов общества” не только само общество, но и отдельного человека (образ Алеши). Впервые в этом романе появляется у Достоевского тема страдания ребенка (судьба Нелли), которая станет впоследствии ключевой в его творчестве. В своем последнем романе “Братья Карамазовы” писатель устами Ивана скажет, что ему, как и всему человечеству, не нужны всеобщая гармония, всеобщее благоденствие, если в основе их лежит хоть одна слезинка ребенка.
Тема “униженных и оскорбленных” с особой силой прозвучала в романе “Преступление и наказание”. Картины беспросветной нищеты одна мрачнее другой раскрываются перед читателем. Действие разворачивается в убогих кварталах, в жалких петербургских трущобах, в зловонных распивочных, на грязных площадях. На таком фоне рисуется жизнь Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой Родиона Раскольникова, В романе создано обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя. Пристально и пронзительно вглядывается писатель в душу “маленького человека” и открывает в нем огромное духовное богатство, душевную щедрость и внутреннюю красоту, не истребленные невыносимыми условиями жизни. Красота души “маленького человека” раскрывается прежде всего через способность любить и сострадать. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский раскрывает такую великую душу, такое “вместительное сердце”, что читатель преклоняется перед ней.
В “Преступлении и наказании” Достоевский с особенной силой развивает мысль об ответственности конкретной личности за судьбы обездоленных. Общество должно быть устроено на таких началах, чтобы исключить подобные явления, но и каждый человек обязан сострадать, помогать тому, кто оказался в трагических обстоятельствах. Убийца Родион Раскольников, сам задавленный бедностью, не может пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых и отдает им свои жалкие гроши. Закоренелый циник и злодей Свидригайлов устраивает судьбу осиротевших детей Мармеладовых. Это по-христиански, так должен действовать человек. В этой дорогой для Ф. М. Достоевского мысли заключен истинный гуманизм великого писателя, утверждавшего, что естественное состояние человека и человечества – единение и братство и любовь.
В своих последующих романах, к каким бы проблемам Ф. М. Достоевский ни обращался, он не перестает тревожить людские сердца рассказами о судьбах обездоленных и униженных. И в “Бесах”, и в “Братьях Карамазовых” эта тема возникает вновь и вновь. Потрясенный Дмитрий Карамазов, рыдая, говорит: “. .В унижении, в унижении и теперь. Страшно много человеку на земле терпеть, страшно много ему бед!” Он хочет знать, “почему бедны люди”, “почему бедно дите”, почему люди “не обнимаются, не целуются, не поют песен радостных.”. И он хочет вступить в борьбу с этим злом, “чтоб не было вовсе слез от сей минуты”.
Потрясает душу история семьи отставного штабс-капитана Снегирева, отца Илюшечки – “славного, доброго и храброго мальчика”, восставшего за честь и обиду отцовскую. В финальной сцене своего последнего романа Ф. М. Достоевский изображает, как из многоликой любви – Илюшечки к своему оскорбленному и гонимому отцу, сверстников – к памяти этого маленького героя, Алеши Карамазова – к ним ко всем – вырастает уверенность в том, что даже смерть не в состоянии их разлучить. На могильном Илюшином камне, как на живом основании, созидается соединение человеческих сердец в “добром и хорошем чувстве”, рождается вера в любовное соединение людей. Похороны Илюшечки, речь Алеши – это страницы, не имеющие себе равных не только в русской, но и в мировой литературе. Величие “маленького человека”, призыв к людям соединиться “в добром и хорошем”, признание духовности человека как его высшего достоинства, вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом – вот главные черты миропонимания Достоевского, писателя-гуманиста.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Compound word classification.
Сейчас вы читаете: Сострадание есть единственный закон бытия человеческого Достоевский