Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы»
«сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы истину, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером.».
История семейства Карамазовых — отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,- должна была дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя «безднами», идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты.
В «Братьях Карамазовых» можно встретить почти все типы героев Достоевского, встречавшиеся и ранее в его произведениях, характерные для него конфликты, сюжетные повороты, приемы изображения. Только все это в последнем романе дано более укрупненно, увеличивается масштаб событий, усиливается накал страстей, напряженность стиля. У Достоевского и ранее в небольшой промежуток времени происходило много событий, однако в «Братьях Карамазовых» в две недели сюжетного действия вмещено такое количество происшествий, неожиданностей, преступлений, случайных встреч,
Они призваны были, как отмечает Г. Ф. Фридлендер, не только
Проблема «двойничества» возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой. Постоянная для всего творчества Достоевского тема «маленького человека» представлена и в последнем его романе. Она отразилась в сюжетной линии, связанной с историей штабс-капитана Снегирева, его сына Илюшечки и гимназистов.
Во многих произведениях Достоевского существенную роль играют дети, которые часто становятся символом страдания, унижения и скорби (Нелли в «Униженных и оскорбленных»). Вместе с тем через их образы писатель воплощает идеи возмездия, суда над всеми мерзостями собственнического общества. Мысль о детях как судьях грязного мира и одновременно как надежде на его обновление является одной из ведущих в «Братьях Карамазовых». Вот почему такое важное место занимают в романе сцены, в которых участвуют гимназические товарищи Илюшечки. Дети принимают в свой круг Алешу, что придает всему роману определенную идейную завершенность.
Д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов предопределяются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах вплоть до катастрофических развязок (убийство, самоубийство, суд). Ни в одном произведении Достоевского ранее не занимали такого видного места диспуты па философские темы, споры, легенды (‘»Легенда о великом Инквизиторе»), поучения, связанные с важнейшими вопросами бытия. В романе широко используются «вечные образы».
Мечта писателя о движении человечества к светлому будущему, новому «золотому веку» связана у него с мыслью о молодежи. Во второй (ненаписанной) части романа Достоевский, как о том свидетельствует од