Многообразие тематики романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Перерыть все вопросы в этом романе.
Ф. М. Достоевский
Такую цель поставил себе Ф. М. Достоевский перед написанием романа «Преступление и наказание», «вершинного» произведения, детища его многолетних трудов. Перефразировав известного русского классика И. А. Гончарова, хочется сказать, что в романе, как луч света в капле воды, отразился прежний Петербург, его рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы. Действительно, круг тем и вопросов, затронутых автором, очень широк: от нравственных до социально-философских, требующих
Преемник Пушкина, Гоголя в решении общечеловеческих проблем, Достоевский продолжает развивать тему «маленького»
Но перенесемся на страницы романа.
Писатель проникает в глубины человеческой души, напряженно раздумывает о смысле и законах бытия и сам ищет ответы на многие философские вопросы. Пожалуй, самая главная из таких тем: имеет ли право человек лишить жизни другого, даже если это во благо человечеству.
Родион Раскольников, главный герой романа, — бедный студент, которому нечем заплатить за учебу в университете Петербурга, города мрачного, «враждебного», вынужден временно бросить занятия. Талантливый, гордый, мыслящий молодой человек «был задавлен бедностью», поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания честных и благородных людей. Более нищеты Раскольникова мучила социальная несправедливость, с которой он встречался в трактирах и на улицах, в кварталах, где живут бедные люди. Студент знает, что «так доселе велось и так будет», но не может не протестовать против такого положения. Разделив общество «вшей», «тварей дрожащих», рабски покорных и людей «необыкновенных», имеющих талант сказать «новое слово», выразить протест, Раскольников терзается сомнением: «вошь ли я, как все, или человек»? Для проверки своих способностей он совершает преступление, убивает старуху-процентщицу — отвратительное, злобное существо, наживающееся на чужом горе. Примером Раскольникову служит Наполеон, о чем говорит эпиграф к роману «Мы все глядим в Наполеоны.» Этим поступком героя Достоевский напоминает нам о поисках молодежью 50-60-х годов XIX века путей самого глубокого — социального, нравственного, духовного обновления. Тема увлечения наполеонизмом достаточно широко представлена в романе и тесно связана с политическими проблемами: последствиями повсеместного обнищания, ростом преступности и пьянством, связанными с реформой 1861 года. Таким образом, тема нравственности тесно переплетается с политической.
Все это время герой Достоевского находится в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе — борьбе с самим собой, со своей совестью. Важно то, что Достоевский не заставляет Раскольникова отречься от своей теории, а лишь определяет место героя в обществе «тварью дрожащей». Бесконечно анализируя результаты своего жестокого эксперимента, молодой человек столкнулся с беспощадной истиной: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: «Я не старушку убил — я себя убил».
Еще одна тема романа — тема жертвенности — находит отражение в образах Дуни Раскольниковой и Сони Мармеладовой. Здесь автор ищет ответ на вопрос: нужно ли жертвовать собой во имя счастья близких. Как чувствуют себя и принимают ли жертву те, во имя которых она принесена?
Раскольников как брат не мог согласиться с неравным браком по расчету своей сестры Дуни и чиновника Лужина, холодного, бессердечного и черствого эгоиста, который хочет выгодно купить красивую, но бедную девушку, надеясь, что она всю жизнь будет ему благодарна. Родион понимает, что мать и сестра идут на это ради него, веря, что Лужин поможет ему окончить юридический факультет и «выйти в люди». Мать, Пульхерия Александровна, — тихая и забитая жизнью женщина, испытавшая много унижений, снова и снова готова испытать их, если это нужно для счастья ее сына. Она с тяжестью и болью в сердце принимает жертву Дуни, дает согласие на брак. Так Достоевский показывает следствие бедности — беззащитность людей. Именно беззащитна вся семья Раскольниковых.
Намечающийся брак Дуни — не что иное, как продажа девушки, и в этом отношении судьба сестры Раскольникова мало отличается от судьбы Сони Мармеладовой. История жизни этой девушки исполнена волнением и негодованием писателя против существующих порядков, обрекающих человека на поругание.
Да, Соня тоже приносит себя в жертву, чтобы помочь семье. Девушка погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Увы, жертва, приносимая какому-то ненасытному и всегда голодному божеству, жертва, ужас которой в том, что она бессмысленна, ничего не меняет, но показывает как важно, то что люди умеют поступаться собой во имя счастья других.
Образ Сони Мармеладовой воплощает в себе, кроме жертвенности, еще и христианскую любовь, веру в покаяние и всепрощение. Это самая тонкая, самая трепетная тема, важна для писателя, человека глубоко религиозного. Вера помогла девушке сохранить душу чистой, как родниковая вода, выжить среди грязи и разврата петербургской жизни. Недаром Соня говорит: «Что ж бы я без Бога-то была.». Образы главных героев помогают автору донести до читателя идеи великого терпения и ненасытимого страдания.
Мастерство Достоевского как философа-романиста непревзойденно. При подробном рассмотрении роман «Преступление и наказание» распадается на множество микротем: это и описание психологии «хозяев жизни», проблемам «маленького человека», мира «униженных и оскорбленных», индивидуалистического бунта и социального протеста, проблемы преобразования жизни. Таким образом, «Преступление и наказание» относят к жанру романа, потому что наряду с большим количеством персонажей он включает в себя сюжетных линий и многообразие тематики.